Что делать, если ребенок сильно привязан к маме? Психология ребенка от а до я Почему дети привязаны к матери.

Ребенок, появившись на свет, еще долгое время составляет с матерью почти что единое целое. Как уже говорилось в предыдущей главе, он живет ее эмоциями, "впитывая" их вместе с молоком, ее на­строением. Нормальный ребенок всегда радуется появлению матери, выражает беспокойство по поводу ее длительного (с его точки зрения) отсутствия, скучает без нее, ждет ее появления. Очень часто случается, что только одна мать способна успокоить своего ребенка в том случае, когда другим членам семьи это не удается. Мать имеет на него "магическое" влияние.

На основе этой почти инстинктивной привязанности с годами формируется первое сознательное и глубокое чувство - любовь. Чувство любви становится наиболее глубоким и ярко выраженным у детей в возрасте приблизительно около четырех лет. В это время девочки видят в матери эталон женщины и стремятся во всем походить на нее: одеваться в такую же одежду, красить губы, пользоваться духами "как мама", мыть посуду и т.д. Для мальчиков этого возраста мать зачастую является единственной женщиной, которую они, по их представлениям, могут любить. Очень часто мальчики четырех-пяти лет с уверенность говорят о том, что никогда не будут жениться, потому что очень сильно любят мать, и больше никого так любить не будут.

Подобное чувство любви и привязанности в этом возрасте - совершенно нормальное психологическое явление, определенная фаза в развитии психики.

Привязанность к матери в психологии оценивается как первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка, и до трех лет считается нормальным явлением, в том случае, если эта привязанность не принимает навязчивого, болезненного характера.

Некоторые дети с особой врожденной чувствительностью начинают остро реагировать на отсутствие или уход матери уже в возрасте старше семи месяцев. Они проявляют заметную тревогу, беспокойство, начинают плакать; в некоторых случаях возможно даже расстройство аппетита и пищеварения. Уже в этом возрасте начинает развиваться болезненное чувство страха. Ребенок до года воспринимает мать как частицу себя; позже, когда формируются первые качества индивидуальности, ребенок воспринимает мать как необходимую опору собственного "я", поддержку, без которой он не сможет обойтись.

Достаточно часто причиной повышенной эмоциональной привязанности ребенка к матери служит и то, что отец по тем или иным причинам не принимает участия в его воспитании, или же в том случае, когда отец в какой-то степени проявляет по отношению к ребенку жестокость (пусть даже неосознанную, трактуемую им самим как "строгость воспитания").

Чрезвычайная зависимость ребенка от матери в некоторых случаях является результатом повеления самой матери, которая чрезмерно опекает ребенка, не отпуская его от себя и практически не предоставляя ему возможности действовать или принимать какие-либо решения самостоятельно.

Иногда ребенок начинает проявлять болезненную привязанность к матери в случае развода родителей или потери отца. Это может случиться даже в том возрасте, когда дети еще не способны четко воспринимать и анализировать происходящие события. В случае ухода отца из семьи в детском подсознании формируется страх перед потерей матери, которая, как ему кажется, может исчезнуть так же внезапно, как исчез отец.

Вышеуказанные причины могут действовать на сознание ребенка в комплексе, провоцируя болезненную привязанность к матери. Эта привязанность не настолько безопасна, как может показаться на пер­вый взгляд. Многие матери воспринимают болезненную реакцию ребенка на свое отсутствие всего лишь как помеху к осуществлению каких-то самостоятельных действий - к примеру, невозможность выйти из дома "без истерики", устроиться на работу и т.д. Безусловно, жизнь матери в данном случае осложняется, как осложняются и ее взаимоотношения с ребенком. Однако это только "одна сторона медали". Ведь ребенок в случае формирования болезненной зависимости и ее прогрессирования пострадает ничуть не меньше. Как правило, дети, на протяжении долгого времени растущие в постоянном страхе потери матери, и, как следствие, под ее постоянной опекой и в ее присутствии, вырастают несамостоятельными, не уверенными в себе. Нестабильность состояния психики в данном случае выступает спутником социальных сложностей, которые неминуемо ждут ребенка во взрослой жизни.

Как известно, любую болезнь проще предотвратить, чем вылечить. Поэтому уже в самом раннем возрасте следует задуматься над тем, не провоцируете ли вы сами возникновение повышенной зависимости ребенка. Для того чтобы избежать нежелательных последствий, старайтесь следовать изложенным ниже советам.

В первые месяцы жизни старайтесь не показывать при ребенке своего тревожного состояния - оно непременно передастся и ему, послужив первым толчком к нарушению его спокойствия и чувства защищенности.

Не опекайте ребенка чрезмерно. Позвольте ему познавать что-то на собственном опыте и иногда, в тех случаях, когда это возможно, проявлять самостоятельность и принимать решения.

Убедите отца или других членов семьи в том, что строгость и жестокость - это не одно и то же. Не заставляйте ребенка чувствовать себя беспомощным и искать зашиты.

В случае развода не разрывайте отношения маленького ребенка и отца. Даже если вы решились на полный и окончательный разрыв, пусть для ребенка он не станет внезапным. Приучите его к отсутствию отца постепенно.

Что же делать в том случае, если привязанность ребенка к матери все же принимает болезненную, навязчивую форму?

Прежде всего - не ругайте и не наказывайте его за это. Не пытайтесь внушить ребенку, что он мешает вам жить - он все равно этого не поймет. Ребенок не капризничает, а всего лишь ищет защиты. Постоянное присутствие матери для него - насущная необходимость.

Не следует думать, что ваш ребенок "не нормальный", только потому, что все или большинство его сверстников совершенно спокойно реагируют на отсутствие и уход матери. Не ставьте ему в пример таких детей - это может спровоцировать возникновение комплекса неполноценности, уход в себя.

Никогда не действуйте насильственными методами. Достаточно типичная ситуация, когда мать, отдирая от себя кричащего и обливающегося слезами ребенка, захлопывает за собой дверь и облегченно вздыхает, оказавшись "по ту сторону баррикады". Возможно, она утешает себя мыслью о том, что ребенок все равно успокоится, отвлечется на руках у бабушки, няни или отца через какое-то время. Скорее всего, он действительно успокоится - дети в этом возрасте склонны к тому, чтобы жить непосредственными переживаниями. И все-таки, каждый такой уход матери наносит ребенку травму и усугубляет его состояние.

"Внезапный уход" - также достаточно спорный метод. Заигравшийся ребенок, зная, что мать находится в соседней комнате или в кухне, не обнаружив ее там, впадает в панику. "Мама исчезла!" - думает он, не понимая, как это могло произойти, и пугаясь еще больше, теперь уже не столько от разлуки, сколько от ее внезапности и необъяснимости.

И все же, ситуация не настолько безысходна, как это может показаться на первый взгляд. В большинстве случаев болезненная зависимость ребенка от матери проходит сама по себе, если сами родители и другие члены семьи не создавали дополнительных условий для ее прогрессирования.

Главное, что необходимо ребенку, страдающему подобного рода зависимостью - это чувство спокойствия и защищенности.

Только в этом случае он сам постепенно будет успокаиваться и начнет отпускать мать от себя, при этом совершенно нормально реагируя на ее уход и отсутствие, пусть даже длительное. В качестве общих мер по борьбе с проявлениями болезненной привязанности к матери можно порекомендовать прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе - все это укрепляет нервную систему, расширяет кругозор ребенка. Кроме того, не следует забывать, что ребенок нуждается в общении с максимально большим количеством людей. Чем дольше он будет жить в замкнутом мире (мама, отец, бабушка), тем больше будет страдать от своего комплекса. Как правило, в многодетных семьях, а также в семьях с большим кругом общения дети намного реже проявляют болезненную привязанность к матери.

Почаще берите ребенка с собой в гости, приглашайте в дом гостей, всячески поощряйте общение ребенка со сверстниками и с взрослыми. Радуйтесь проявлению его самостоятельности, подчеркивайте ее и никогда не заостряйте внимания на проявлении зависимости.

Самостоятельность - одно из главных условий освобождения от "синдрома кенгуру". Ребенок, чувствующий собственные силы и собственные возможности, не будет болезненно реагировать на отсутствие матери.

В борьбе с проявлениями зависимости никогда не стоит действовать резко. Это только усугубит зависимость и добавит ребенку страха. Намного лучше и продуктивнее будет действовать поэтапно. К примеру, для начала вам следует приучить ребенка оставаться одному в комнате. При этом он должен знать, что мать находится близко, например, в кухне. Пусть ребенок периодически прибегает к вам, уходит и снова возвращается (в тех случаях, когда ребенок, в буквальном смысле, не отпускает мать от себя ни на шаг).

После этого можно попробовать приучить ребенка к кратковременному отсутствию матери. Для этого выберите момент, когда ребенок спокоен и пребывает в отличном расположении духа, когда он занят чем-то интересным. Не слишком сильно акцентируя его внимания, как бы между делом скажите ему, что скоро вернетесь. В том случае, если ребенок начнет проявлять признаки беспокойства, отвлеките его, а потом снова возвратитесь к своей просьбе. Уговорите его, чтобы он "отпустил вас на минутку", при этом фиксируя внимание ребенка на том, что вы вернетесь очень скоро.

Если реакция ребенка не слишком бурная (признаки расстройства допустимы, но сильный плач и истерика исключаются - в этом случае вам придется некоторое время подождать, прежде чем снова вернуться к попытке преодоления его зависимости), выйдите из квартиры, закройте за собой дверь и продолжайте оставаться вне ее пределов несколько (не больше пяти) минут. Ввернувшись, приласкайте ребенка и похвалите его за то, что он "отпустил" вас, скажите ему, что за это время вы успели сделать очень важное дело. Обязательно зафиксируйте его внимание на том, что вы вернулись быст­ро, как и обещали.

На следующий день опыт можно повторить, не увеличивая времени своего отсутствия. Только через семь-десять дней, когда ребенок понемногу станет привыкать к привычной уже для него схеме недолгого отсутствия матери, время следует незаметно увеличивать, с каждым днем прибавляя не более минуты.

Ребенок должен привыкнуть к тому, что мать отсутствует недолго и каждый раз, как и обещала, возвращается.

Когда время вашего отсутствия увеличится до пятнадцати-двадцати минут вы можете приносить ребенку из магазина что-то вкусное или покупать ему (изредка) игрушку.

В этом случае у малыша появится заинтересованность в вашем отсутствии, потому что он будет ждать, что вы что-то для него принесете. Не следует награждать малыша каждый день, иначе он привыкнет к тому, что вы каждый раз непременно что-то приносите, и станет требовать этого. Хвалить ребенка за то, что он на какое-то время сумел остаться без матери, рано или поздно следует перестать. Постепенно подведите ребенка к мысли о том, что в происходящем нет ничего особенного.

В том случае, если вы не будете долго продолжать его хвалить, в сознании ребенка закрепиться мысль о том, что, отпуская от себя мать, даже ненадолго, он не делает ничего особенного.

Со временем в сознании ребенка должна зафиксироваться мысль о том, что уход матери - это не трагедия, Уходя, она непременно возвращается.

Другие члены семьи, остающиеся с ребенком во время отсутствия матери, должны позаботиться о том, чтобы в это время он был занят чем-то интересным. Снять эмоциональную напряженность ожидания - это задача других членов семьи, без помощи которых матери едва ли удастся справиться с этой проблемой. Ребенок должен со временем понять, что в отсутствие матери он может чувствовать себя ничуть не менее комфортно и спокойно, чем в ее присутствии.

Только совместными усилиями всех членов семьи, помноженными на доброту, терпение и понимание ребенка, можно преодолеть его болезненную зависимость от матери.


[ Наталия - Киев ] : ребенок мальчик 6 лет сильно привязан к маме... Сопровождает всюду, даже в квартире. Как бороться с этим страхом, как объяснить, что он в безопасности? Спасибо.

Здравствуйте, Наталия!

Привязанность ребенка к матери до трех лет - естественное явление, ведь именно мама дает так необходимое для здорового развития чувство безопасности и защищенности . В этом возрасте ребенок полностью отождествляет себя с мамой. После трех лет ребенок узнает о существовании других детей, учится жить среди них, готовится к будущей жизни. Это один из важных этапов в жизни каждого малыша, от которого зависит его будущая социализация.

У каждого он проходит по-разному. С трех до шести лет дети привыкают жить в коллективе, становятся более самостоятельными. Мама помогает ребенку познать законы и правила жизни за дверями дома. Болезненная и не по возрасту затянувшаяся привязанность ребенка к маме, обусловленная страхами, может доставлять много проблем и беспокойств семье, лишая покоя.


Системно-векторная психология Юрия Бурлана относит детей с большим, чем у других детей уровнем страха, к обладателям зрительного вектора. Эмоциональные и чувствительные, легко поддающиеся внушению, они обладают образным мышлением. Именно эти дети боятся спать одни, видят в каждом темном углу комнаты чудовище, а чувствуют себя в безопасности только с мамой или с кем-то из близких. Даже если нет предмета страха, они его придумают. Такое у них воображение.

Нередко сами взрослые способствуют возникновению страхов, читая ребенку сказки, возбуждающие у ребенка страхи. Про Колобка, и про Красную шапочку, и про семерых козлят. Безобидные, на взгляд взрослого, сказки с поеданием другого возбуждают у ребенка со зрительным вектором первобытный страх смерти. А уж если родители любят смотреть криминальные фильмы или фильмы ужасов, да еще с эффектом домашнего кинотеатра, где кажется, что монстр притаился у тебя за спиной, то жизнь ребенка превращается в кошмар. И неудивительно, что после этого ребенок сопровождает маму даже в квартире.

Кроме того, постоянное следование ребенка за мамой может быть вызвано и другими факторами. То, что мы воспринимаем как страхи, может быть сигналом неуверенности ребенка в своих действиях. А это свойственно для детишек с так называемым анальным вектором. От природы нерешительные, требующие одобрения каждого своего действия, такие дети нуждаются в особом внимании и направлении от мамы. Она должна подталкивать своего малыша к самостоятельным действиям и выказывать одобрение, когда у него что-то получилось. Мягко и с пониманием мама постепенно может приучить такого ребенка быть более самостоятельным, что будет важно для него в садике и школе.


Кроме этого, есть еще один фактор. Состояния ребенка до шести лет напрямую зависят от внутреннего состояния мамы. Если мама подавлена, чувствует тревогу или уныние, переживает по поводу и без, то и ребенок будет беспокойным, капризы или странности в поведении будут определяться его векторами. 04.08.11

Ваш ребенок сильно привязан к маме: он буквально ходит за вами «хвостиком» и очень сильно расстраивается, если вам приходится отлучиться…даже в ванную. Нормальна ли такая привязанность к маме или это повод насторожиться?

Разумеется, мама – самый близкий человек для ребенка: ведь малыш слышал ее голос и ощущал мамино сердцебиение целых 9 месяцев. Еще довольно долгое время после рождения ребенок будет составлять с мамой единое целое. Но настоящее теплое чувство привязанности формируется у ребенка в течение первого года жизни, по мере того, как между ним и мамой устанавливаются и крепнут серьезные «отношения» и близость.

По сути, весь первый год в эмоциональном развитии ребенка отмечен двумя важными событиями: у малыша появляется чувство доверия к миру и на фоне этого доверия (или недоверия) формируется привязанность к любимому человеку.

Привязанность к маме: нормально или нет?

Большая привязанность к маме – это нормальное состояние полугодовалого младенца. Больше того, привязанность к маме - это важная потребность ребенка, потому что малышу для счастья мало быть просто сухим и сытым. Ему нужны любовь, забота и ласковое общение.

Давайте разберемся: нормально это или ненормально – сильное чувство привязанности к маме? Ответ детских психологов однозначен: привязанность к маме это нормально. Тревогу напротив, должно вызывать такое поведение ребенка, когда он к маме равнодушен, и вообще не стремится к общению. Так что скорей, отсутствие привязанности может служить признаком нарушений эмоционального развития.

Да, дети второго полугодия жизни могут быть очень утомительны. И их постоянная потребность быть около мамы может выводить из себя самых терпеливых и нежных взрослых. Просто потерпите: эта повышенная привязанность - такая же насущная потребность роста ребенка, как и потребность в молоке.
В случае если малыша кормят тогда, когда он голоден, если утешают, когда он плачет, если помогают и не одергивают постоянно, если ребенка любят, с ним играют, разговаривают, он постепенно начинает понимать, что мир - это безопасное и дружелюбное место. И он может доверять тем, кто о нем заботится.

Да, бывает очень тяжело, когда вас не отпускают даже в туалет, и ребенок ползает за вами по всему дому. И к тому же все время просится на ручки. И заливается слезами, ожидая ненаглядную мамочку под дверью ванной. А тут еще бабушки подольют масло в огонь словами «вот, приучили к рукам, сами теперь мучайтесь».

В утешение родителям «требовательно-привязанных» детей можно сказать, что дети, очень сильно привязанные к мамам в первый год жизни и получившие от них достаточно внимания, становятся к середине второго года жизни более самостоятельными. И довольно снисходительно относятся к разлуке с матерью.

Привязанность к маме у ребенка после 2 лет

В возрасте около двух лет ребенок уже начинает осознавать себя как личность, пытается проявлять самостоятельность. А потому и потребность постоянно быть у маминой юбки постепенно ослабевает. Теперь уже ребенку требуется более разностороннее общение, и на этом этапе очень важно, чтобы и другие члены семьи как можно больше уделяли внимание играм и прогулкам с малышом. Тогда ребенку легче будет не зацикливаться только на маме.

К сожалению, иногда случается, что нормальная привязанность к самому близкому человеку может принять болезненные формы. Как же распознать эти «звоночки»?

При нормальной здоровой привязанности ребенок всегда рад маме , может всплакнуть при расставании с ней, и откровенно счастлив, когда мамочка возвращается. При этом, если мама уходит, ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела, и маму могут заменить другие близкие люди - папа, бабушка-дедушка, братья и сестры.

В случае болезненной привязанности ребенок постоянно нуждается в маме, ищет ее внимания (причем любого, даже окрика или шлепка), провоцируя маму и стараясь хотя бы разозлить ее. Либо ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение («привязанность-отвержение»): то ластится, то грубит. При этом перепады в настроении случаются довольно часто, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно сам страдает от него.

Как бы вам ни хотелось внушить малышу, что он поступает неправильно, или даже наказать его, постарайтесь сначала разобраться, в чем кроется причина подобного поведения. И начинать исправлять ситуацию, как это ни банально, скорее всего, придется с себя. Ведь подобное поведение ребенка может быть вызвано как вашей гиперопекой, так и пренебрежением его интересами, непоследовательной манерой воспитания, когда мамина ласка чередуется с истерикой и наказаниями.

Как развивается привязанность ребенка к маме

Первая фаза от 0 до 3-х месяцев - характеризуется тем, что дети ищут близости с любым знакомым или малознакомым человеком. Они вообще готовы общаться с любыми людьми. Дети не высказывают никаких признаков тревоги, если вместо матери к ним подходит другой человек.

Вторая фаза от 3-х до 6 месяцев - Дети постепенно учатся различать знакомые и незнакомые лица. Например, 6-ти месячный ребенок может отличить свою мать от посторонних.

Третья фаза - от 6 до 8 месяцев - дети уже могут отличить знакомого человека от незнакомого. Формируется первая серьезная привязанность. Обычно ребенок привязывается к тому человеку, который ухаживает за ребенком большую часть времени. У детей в этот период появляется страх перед незнакомыми или малознакомыми людьми. И чем сильнее привязанность, тем больше страх перед незнакомыми людьми. У многих родителей в этот период возникает беспокойство за своего ребенка. Был веселый и общительный малыш, и вдруг, его как будто подменили: плачет у бабушки на руках, не хочет идти к дедушке, хотя раньше таких проблем не было. И у родителей часто возникает чувство неловкости перед родственниками и знакомыми.

Очень важно, чтобы родители все-таки прислушивались к своему ребенку и не заставляли бы его делать то, чему он явно противится. А близким можно объяснить, что у ребенка сейчас просто такой возрастной период, и он скоро закончится.

Как преодолеть повышенную привязанность ребенка

  1. Постарайтесь, чтобы в семье не было ссор и скрытых конфликтов.
    2. Предоставляйте ребенку возможность действовать самостоятельно, не опекайте его все время. Позаботьтесь о его безопасности, чтобы ребенок мог свободно передвигаться по квартире. Будьте последовательны, произносите слово «нет» только тогда, когда это необходимо, и потом не отменяйте свое решение.
  2. Избегайте выражений испуга: взволнованных лиц, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Вы должны быть спокойны, потому что знаете: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны.
  3. Принимайте и любите своего ребенка таким, как он есть, не сравнивайте его с другими детьми.
  4. Просто помните: повышенная привязанность к маме - это такой период младенчества. Он необходим для того, чтобы у малыша сформировались важные человеческие эмоциональные и душевные качества.
  5. Переждите это неспокойное время, станьте опорой для малыша. И если у вашего ребенка уже наступил этот непростой период в развитии – учитесь просить помощи у других членов семьи или организуйте себе помощь платных помощников, для того, чтобы вы могли отдохнуть, высыпаться и радоваться жизни.

Фото Legion-Media.ru

У некоторых детей период гипер-привязанности проходит довольно быстро и практически безболезненно. Но вот некоторые малыши, обычно в возрасте от 10 месяцев и до 2-3 лет, . Походы в душ, в соседнюю комнату, или выход в магазин всегда сопровождаются оглушительным плачем. Ребенок горюет, никого к себе не подпускает и потом долго не отходит от мамы после ее возвращения. Все чаще малыш требует маминого внимания и пристально следит за всеми ее передвижениями по дому.

Причины детской привязанности

Я не говорю о тех ситуациях, когда малыша оставили с незнакомым человеком, например, с новой няней, или о тех случаях, когда ребенок был сильно напуган. Здесь мы рассмотрим ситуации, в которых ребенок категорически предпочитает маму даже очень близким и хорошо знакомым родственникам, с которыми еще недавно у него были прекрасные отношения.

Двухмесячного ребенка намного проще оставить с бабушкой даже на ночь, чем, допустим, годовалого. Малышу просто нужен уход и ему пока все равно, кто этот уход осуществляет. А годовасику нужна конкретно мама, и бабушка его может не устроить: будет ныть и звать маму.

Причина такого поведения кроется в самом ребенке, ведь он фактически только начал осознавать себя как отдельную от мамы личность. А раз мама и он – это два разных человека, то это значит, что мама может уйти насовсем. Вот малыш и боится ее потерять, ведь для него пока не существует понятий времени и пространства. Поэтому даже ее кратковременный уход ребенок воспринимает как трагедию вселенского масштаба: он не понимает, что мама уходит от него не навсегда, а только на определенное время.

Кроме этого, есть еще несколько причин, которые могут спровоцировать такое поведение малыша.

Во-первых, такую болезненную привязанность ребенка к маме может спровоцировать чрезмерная мамина опека. В этом случае ребенок чувствует, что его со всех сторон окружает опасность, и единственный человек, который может его защитить – это мама.

Во-вторых, такое поведение ребенок может демонстрировать, если в семье произошла какая-либо трагедия – или смерть кого-то из близких. Если из поля зрения ребенка вдруг исчезает один из значимых для него взрослых, то у него может развиться сильный страх, что таким же загадочным образом пропадет и мама.

В-третьих, чрезмерная привязанность ребенка к маме может возникнуть из-за равнодушного или жестокого отношения к ребенку других взрослых. Если, к примеру, папа ребенка то и дело показывает малышу «кто в доме хозяин», то таким поведением он провоцирует ребенка на излишнюю привязанность к маме.

Что делать с детской привязанностью

В зависимости от ситуации есть несколько способов решить эту проблему. Если вы чувствуете, что перегибаете палку с опекой, пусть он по мере возможности познает мир на своем личном опыте. Хвалите его за любое проявление самостоятельности. Надел сам штанишки, шапку, носки – какой ты молодец! Сам съел кашу или суп – замечательно! Убрал самостоятельно игрушки – вот какой растет у мамы помощник!

Если в вашей семье недавно произошла потеря кого-то из близких, то необходимо как можно чаще убеждать ребенка в том, что мама никуда не денется и всегда будет рядом. Постепенно ребенок привыкнет к тому, что мама, уходя, обязательно возвращается. В этом случае категорически не стоит уходить из дома обманом: если мама уходит, не попрощавшись, тайком от ребенка, он еще сильнее пугается, когда обнаруживает, что мама неожиданно для него исчезла.

Папу, или других родственников, которые жестко или равнодушно относятся к детям, нужно убедить в том, что ребенок, все-таки, пока в силу своего возраста еще не в состоянии понять и принять необходимые правила поведения. Поэтому, если ребенок в чем-то и провинился, совсем не обязательно его наказывать, ведь можно просто объяснить его проступок словами.

Я думала, что моя дочь устроит истерику и не захочет идти в сад. Она у меня в 2 года панически боялась чужих людей - до истерик, от одного только взгляда незнакомого человека. Но очень спокойно пошла в садик, через 3 дня осталась на дневной сон, а через неделю и на полный день. Первые месяцы она держалась обособленно, но потом научилась дружить и играть с детьми, перестала так шарахаться от взрослых.

Старайтесь чаще выводить малыша «в свет». Попробуйте найти ему друзей, с которыми ему будет интересно, ходите в гости и приглашайте гостей к себе домой. Пусть ребенок знает, что окружающий мир – это не только мама, папа, бабушки, но и . Запишите ребенка в развивающий центр, таким способом вы достигнете сразу двух целей: вы будете весело и с пользой для развития проводить время вместе с ребенком, а заодно и найдете новых друзей.

Почаще гуляйте вместе с малышом в новых, интересных местах – в соседних дворах, в парке или лесочке. Пусть малыш видит, насколько огромен, интересен и разнообразен окружающий мир.

Если малыш болезненно относится к уходу мамы, то вам необходимо проявить терпение и мудрость. Самое главное – не нужно малыша ругать за его истерики и крики. Пожалейте его – ведь он просто очень боится, что мама уйдет и не вернется.

Лично я приучала своих детей к моему отсутствию постепенно. Например, между делом говорила, что мне надо ненадолго уйти, и выходила из квартиры буквально на пару-тройку минут. Как только дети начинали проявлять беспокойство – тут же заходила назад. Мы обнимались с ними, как будто после долгой разлуки, я хвалила их за стойкость и мужество, рассказывала, как скучала без них, и после этого мы продолжали заниматься своими делами. Через какое-то время я уже могла спокойно , зная, что они не станут рыдать по поводу моего отсутствия. Ну и, конечно, приходя домой, я всегда приносила своим малышам какую-нибудь игрушку или угощение.

Будьте терпеливыми, и ребенок рано или поздно поймет, что не стоит бояться ухода мамы, потому что она всегда возвращается к своему малышу.

Добрый день! Сыну 3 года, он очень сильно ко мне привязан. С детства мы все время вместе - в магазины, в отпуск, в гости, гулять и т.д. Это вроде и нормально, меня это не напрягает. А вот за него я волнуюсь. Просто он привык, что спать я его укладываю, кормлю тоже я его, гуляю с ним почти всегда только я. Мы живем с моими родителями, они и мой муж работаю допоздна, даже в субботу. Саша (это мой сын) меня даже в магазин не пускает одну, про то, чтобы сходить в гости я уже и не говорю. В принципе, я считаю, что это нормально все делать с ребенком вместе, но как же он дальше будет? Волнуюсь не за себя, а за него. Вот только летом он стал меня отпускать хоть в ванну мыться, потом в магазин или по делам, если не надолго. А осенью пришло время садика, мы долго это все обсуждали, разговаривали на эту тему и он даже туда пошел и без слез, но там попались воспитатели с очень странным подходом к детям. Естественно, все плакали по маме, а они вместо утешения или отвлечения ребенка, говорили деткам - "будешь плакать, мама не придет", "не будешь кушать. мама не придет" и все в этом духе. Конечно, моему сыну это услышать - это был для него кошмар. Короче, садик у нас не пошел. Написали заявление и ждем место в другом саду. Но после садика он опять ко мне привязался еще сильней, т.е. опять никуда не могу пойти, даже к врачу, он идет со мной. У него прям будто страх меня потерять. Как справится с этой ситуацией? Ладно садик, может и вообще не будет туда ходить, мы много и дома занимаемся, будем ходить на кружки разные, но впереди же еще и школа. Перерастет он все это? Или это уже проблема? При своей привязанности к маме, он очень активный ребенок - целеустремленный, компанейский, хорошо играет с детьми, везде правда хочет быть первым - первым бежать, скатиться с горки, поиграть во что-то, т.е. назвать его "маменькиным сынком" не могу. Вот он даже с мужем может играть, ремонтировать что-то, но ему спокойнее, если мама сидит в соседней комнате, а не на улицу пошла.
Раньше я не могла сходить даже в парикмахерскую, не только по причине, что я иду туда без него, а еще потому что маму кто-то будет трогать, а он считает. что меня трогать никому нельзя. Сейчас стало полегче, без крика уже можем сходить к врачу, а то он плакал и из-за того что и его смотрели, и если и меня смотрели. Но сейчас нельзя никому меня обижать, он прям может подойти и ударить этого человека. Я конечно очень рада, что у меня такой защитник))) Просто интересно. это возрастное все?
Что делать? Подскажите пожалуйста. Как быть с такой привязанностью к маме? Как ходить в садик и нужен ли садик? Или нам надо походить к детскому психологу ?
Спасибо большое за ответ

Ответы психологов

Здравствуйте,Вероника.Это не ребенок не может без Вас,а это Вы его привязали к себе.Вы разве не подозревали.что дети растут,ходят в садик и школу?Что их важно воспитывать самостоятельными,а не невротичными,как теперь у Вас?.Когда Вы несколько лет держали ребена рядом,Вы несли ему скрытое послание-Без меня тебе будет опасно.Бойся быть без меня.Иначе,если что случится-Ты будешь виноватым.И я тебя не буду любить.И теперь ребенок нагружен хронической тревогой,если он один,и виной,если будет проявлять самостоятельность.У него нет доверия,что,если он сделает что-то сам,то будет одобрен и любим.Он услишит обойму Ваших страхов и сомнений.Он знает,что без Вас страшно.Значит,у него уже заниженная самооценка.Ни один детский психолог ее не повысит,пока Вы это не возьмете на себя.Так как самооценка рождается в паре.А в паре с ним постоянно-только Вы.Сейчас он знает,что должен разделять с мамой каждый свой вздох,иначе,будет виноватым.А должен знать,что,где бы я не был,мама по первому зову окажется рядом и поможет.Вот эту концепцию важно начать развивать.И не ругать за самостоятельность.Так как в норме,ребенок открывает мир,а не сторонится его,прижимаясь к маме.Придется его ругать за активность.И здесь тоже правило-Ругаете не человека,а поступок.То есть,теплым тембром голоса.Тогда он будет понимать,что,что бы не произошло-он у мамы всегда лучший.Даже,если самовольно ушел в соседский двор.Тогда и самооценка,и активность,и Базовое доверие к маме-на месте.Тогда и садик,и школа-не проблема.Создавайте такую среду общения,и ребенок постепенно выровняется.Думаю,изменения начнутся через пол года новой среды отношений.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Хороший ответ 1 Плохой ответ 5

Здравствуйте,Вероника!

Прежде всего хочу сказать, что Вы большая молодец. По Вашему сообщению понятно, что Вы внимательная и спокойная мама и принимаете ребенка таким, какой он есть и при этом пытаетесь скорректировать, по возможности, его поведение. То тому, что Вы описали, я не вижу серьезных оснований для обращения к психологу . Да, судя по всему, Ваш ребенок очень привязан к Вам, но при этом он вполне социален: общается с другими людьми, умеет играть и т.д.

К сожалению, с воспитателями Вам действительно не повезло: неграмотное поведение по отношению к детям налицо. Именно в этом возрасте ни в коем случае таких вещей говорить нельзя. Часто именно в этом возрасте (3-4) года дети начинают говорить: " А ты не умрешь?" И детям надо говорить (по поводу):

"Я всегда вернусь к тебе". И даже так: "Я всегда буду с тобой. Я никогда не умру". Правда ребенку в данный момент не нужна. На что еще стоит обратить внимание:

Сейчас у Вашего малыша возраст кризиса 3 -лет- это самый сложный кризис в жизни человека. Почитайте об этом:

http://1kid.ru/article.php/crisis

Дети все по- разному привязаны к маме. Это надо просто принять

Пробуйте обращаться к его качеству "защитника". Например, оставляя его с бабушкой, попросить его о помощи: "присмотреть" за бабушкой, помочь ей

По поводу садика. Есть " несадиковские " дети, но пока такой вывод делать рано. Надо пробовать. Не получится сейчас, можно подумать о садике года в 4

Не обсуждайте эту проблему, беспокоящую Вас при ребенке с другими людьми

Может стоит завести домашнего питомца? Если, конечно, нет противопоказаний

Почитайте книгу Ю. Гиппенрейтер " Общаться с ребенком. Как?" Там много практических советов для родителей

Вероника! Наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие. Дети редко делают то, что им говорят, но всегда повторяют за нами то, что мы делаем.

Любви Вам и терпения.

Если нужна будет помощь - обращайтесь за консультацией.

Психолог Никулина Марина,г.Санкт-Петербург.Консультации очно,скайп

Хороший ответ 8 Плохой ответ 0
Поделиться