Фиксированный базовый размер трудовой пенсии. Чем базовая пенсия отличается от страховой и накопительной? Что такое базовый размер пенсии


25.01.2015. с дополнениями 2019. Тема статьи:

Индексация трудовых и социальных
пенсий

Коэффициенты индексации
размера страховой части трудовой пенсии по старости

  • с 01.01.2020 - 1,066
  • с 01.01.2019 - 1,0705
  • с 01.01.2018 - 1,037
  • с 01.02.2017 - 1,054
  • с 01.02.2016 - 1,040
  • с 01.02.2015 - 1,114
  • с 01.04.2014 - 1,017
  • с 01.02.2014 - 1,065
  • с 01.04.2013 - 1,033
  • с 01.02.2013 - 1,066
  • с 01.04.2012 - 1,0341
  • с 01.02.2012 - 1,070
  • с 01.02.2011 - 1,088
  • с 01.04.2010 - 1,063
  • с 01.08.2009 - 1,075
  • с 01.04.2009 - 1,175
  • с 01.04.2008 - 1,075
  • с 01.02.2008 - 1,120

С 2016 года страховая пенсия и фиксированная выплата к ней
у работающих пенсионеров индексироваться не будет .

ДАННЫЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА ПЕНСИИ

(Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ) С 1 января 2015 года трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий (страховую и накопительную) и действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан, а также расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - т.н. "новая пенсионная формула". По новой пенсионной формуле размер страховой пенсии рассчитывается исходя из индивидуальных пенсионных коэффициентов, отражающих в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица. В свою очередь, индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы) рассчитываются с учетом суммы уплаченных страховых взносов, продолжительности страхового стажа и возраста выхода на пенсию. Размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента на его стоимость по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. С 2015 года индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты к страховой пенсии (аналога бывшего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости). В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон), размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год. Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:
1) с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год; 2) с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату.
В соответствии с частью 6 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента:
1) с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации; 2) с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.

Стоимость одного пенсионного коэффициента (балла)

Дата, с которой увеличивается стоимость одного пенсионного коэффициента Индекс роста потребительских цен Размер
(в рублях)
Основание
С 01.01.2024. 1,055 116,63 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2023. 1,056 110,55 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2022. 1,059 104,69 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2021. 1,063 98,86 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2020. 1,066 93,00 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2019. - 87,24 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2018. - 81,49 руб. Федеральный Закон
от 28.12.2017 № 420-ФЗ
С 01.04.2017. - 78,58 руб. Федеральный Закон
от 19.12.2016 № 416-ФЗ
С 01.02.2017. 1,054 78,28 руб.
от 19.01.2017 N 35
С 01.02.2016. 1,04 74,27 руб. Федеральный Закон
от 29.12.2015 N 385-ФЗ
С 01.02.2015. 1,114 71,41 руб. Постановление Правительства РФ
от 23.01.2015 N 39
С 01.01.2015. - 64,10 руб. Установлен ч. 1 ст. 15 ФЗ
от 28.12.2013 N 400-ФЗ
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии
Дата, с которой увеличивается размер фиксированной выплаты к страховой пенсии Коэффициент индексации Размер
(в рублях)
Основание
С 01.01.2024. 1,055 7 131,34 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2023. 1,056 6 759,56 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2022. 1,059 6 401,10 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2021. 1,063 6 044,48 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2020. 1,066 5 686,25 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2019. 1,066 5 334,19 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2018. 1,037 4 982,90 руб. Федеральный Закон
от 28.12.2017 № 420-ФЗ
С 01.02.2017. 1,054 4 805,11 руб. Постановление Правительства РФ
от 19.01.2017 N 35
С 01.02.2016. 1,04 4 558,93 руб. Федеральный Закон
от 29.12.2015 N 385-ФЗ
С 01.02.2015. 1,114 4 383,59 руб. Постановление Правительства РФ
от 23.01.2015 N 40
С 01.01.2015. - 3 935 руб. Установлен ч. 1 ст. 15 ФЗ
от 28.12.2013 N 400-ФЗ

Структура трудовой пенсии по старости

(c 01.01.2015)

С 2016 года введен мораторий на формирование накопительной пенсии, который в 2019 году продлен до окончания 2022 года.

Новое - 2015

С 1 января 2015 года в России планируют ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости.

Как сообщают представители пенсионного фонда, сегодня размер трудовой пенсии по старости зависит в первую очередь от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за сотрудника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии.

Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.

Поэтому представители Пенсионного фонда предлагают для экономически активного населения, то есть для тех, кто планирует вести долгую и активную трудовую жизнь, повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

Что изменится с 1.01.2015

1. Впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым будет оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению официальной зарплаты человека, с которой в этом году уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС. То есть чем выше зарплата, тем выше и годовой пенсионный коэффициент.

Если общий страховой стаж гражданина (периоды, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему) к дате назначения трудовой пенсии будет более 35 лет, то, по новым правилам, трудовая пенсия будет назначена в повышенном размере.

За каждый год трудового стажа от 30 до 40 лет для женщин и от 35 до 45 лет для мужчин дополнительно начисляется один пенсионный коэффициент. За стаж в 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин дополнительно начисляется 5 пенсионных коэффициентов.

2. В новых правилах расчета трудовой пенсии будут засчитываться в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии и отпуска по уходу за ребенком до трех лет. За эти так называемые «нестраховые периоды» присваиваются особые коэффициенты.

3. К 2025 году минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет. Он будет ежегодно увеличиваться в течение 10 лет, начиная с 2015 года. Женщины, у которых пенсионный стаж будет меньше 15 лет, смогут обратиться в ПФР за социальной пенсией по достижении 60 лет, мужчины — 65 лет. Кроме этого, будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

4. По новым правилам будет выгодно выходить на пенсию позже. С каждым годом страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если гражданин проработает после достижения пенсионного возраста три года без обращения за назначением трудовой пенсии, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия — на 24%. А если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 8 лет, то фиксированный платеж будет увеличен на 73%, а страховая часть — на 90%.

Право на страховую пенсию
зависит от года назначения страховой пенсии

Год Минимальный страховой стаж Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента
при отказе от формирования накопительной пенсии при формировании накопительной пенсии
2025 и позднее 15 30 10 6,25
2024 15 28,2 10 6,25
2023 14 25,8 10 6,25
2022 13 23,4 10 6,25
2021 12 21 10 6,25
2020 11 18,6 9,57 9,57*
2019 10 16,2 9,13 9,13*
2018 9 13,8 8,70 8,70*
2017 8 11,4 8,26 8,26*
2016 7 09 7,83 7,83*
2015 6 6,6 7,39 7,39*
2014 5

* С 2015 по 2020 год независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы начисленных страховых взносов.
В связи с этим максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента одинаково для любого варианта формирования пенсии.

* Мораторий на формирование накопительной пенсии продлен до окончания 2022 года.
(Федеральный закон от 16.12.2019 № 435-ФЗ)

Минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом предоставляемых мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии у неработающих пенсионеров будет поддерживаться на уровне прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ. Пенсия пенсионера с московской пропиской (с доплатой из бюджета Москвы ):
  • Пенсия в 2020 году – 19500 руб.
  • Пенсия в 2018 году – 17500 руб.
  • Пенсия в 2017 году – 14500 руб.
  • Пенсия в 2010 году – 10275 руб.
  • Пенсия в 2011 году – 11000 руб.
  • Пенсия в 2012 году – 12000 руб.
У кого есть «советский» стаж, тому надо знать, что сумма по состоянию на 1 января 2002 года, находящаяся на страховой части будет проиндексирована на 10% за первый год стажа. За каждый проработанный год до 1991 года будет добавляться по 1%. Таким образом, получается, что если вы, допустим, проработали до указанного года 10 лет, то прибавка к пенсии составит 20%.

Корректировка и индексация пенсий c 2015

С 01.01.2015г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которым:

  • упразднено понятие «фиксированный базовый размер», вместо него введено понятие «фиксированная выплата к страховой пенсии », которая с 01.01.2015 является самостоятельным видом выплаты и индексируется в порядке, предусмотренном статьёй 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • вместо понятия «страховая часть трудовой пенсии по старости», «трудовая пенсия» используется понятие «страховая пенсия ». Термин «индексация трудовой пенсии» заменён на понятие «корректировка страховой пенсии», порядок которой регулируется частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Таким образом, начиная с 01.01.2015 года фиксированная выплата к страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению индексируются , а страховые пенсии — корректируются .

И корректировка, и индексация — это увеличение размера получаемой выплаты (пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии), основанием для которого является необходимость компенсировать пенсионерам снижение покупательской способности пенсии в связи с происходящими в стране инфляционными процессами.

  • Индексация фиксированной выплаты

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

  • Корректировка размера страховой пенсии

Размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:

  1. с 1 февраля в связи с установлением на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год. При этом индекс роста потребительских цен за прошедший год устанавливается Правительством Российской Федерации.
  2. с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. При этом стоимость одного пенсионного коэффициента на 1 апреля устанавливается в соответствии с формулой:

СПКi = (ОбССi + ТрФБ) / ∑ ИПК ,

где
СПКi — стоимость одного пенсионного коэффициента соответствующего года;
ОбССi — объем поступлений от страховых взносов на выплату страховых пенсий;
ТрФБ — трансферты из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховых пенсий, учитываемые для расчета СПКi;
∑ ИПК — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий, учитываемых для расчета СПКi.


Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период. При этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.
Методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации.

В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 указанного Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу.

Коэффициенты индексации фиксированной выплаты страховой пенсии
и стоимость 1-го пенсионного коэффициента

  • Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению
    (в том числе социальных пенсий)

Пенсии, предусмотренные Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» индексируются в следующем порядке:

  1. пенсии федеральных государственных гражданских служащих — при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  2. пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) — в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  3. социальные пенсии — ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации;
  4. пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и пенсии членов их семей, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и пенсии членов их семей, пенсии граждан из числа работников летно-испытательного состава — при индексации размера социальных пенсий;
  5. пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей — в случае повышения заработной платы, получаемой в соответствии с Положением о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации, исходя из размера повышенной заработной платы с даты, с которой произошло повышение указанной заработной платы. В случае, если повышение заработной платы в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) не производилось, пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей пересчитываются с 1 января следующего года в размере, равном суммарному размеру индексации (изменению) размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., произведенной (произведенному) в прошедшем году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для справки:

Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии,
с 1 января 2010 года по 31 декабря 2014:

Дата Социальная пенсия Страховая часть
трудовой пенсии
(в том числе
фиксированный
базовый размер)
Расчетный
пенсионный
капитал
Нормативный акт
01.04.2014 г. 1,171 1,017 1,083
от 22.03.2014 №220,
от 28.03.2014 №240, №241
01.02.2014 г. 1,065 Постановление Правительства РФ
от 23.01.2014 №46
01.04.2013 г. 1,0181 1,033 1,101 Постановления Правительства РФ
от 27.03.2013 №263, №264,
от 29.03.2013 №281
01.02.2013 г. 1,066 Постановления Правительства РФ
от 23.01.2013 №26
01.04.2012 г. 1,141 1,0341 1,1065 Постановления Правительства РФ
от 27.03.2012 №236, №237, №238
01.02.2012 г. 1,07 Постановление Правительства РФ
от 25.01.2012 №4
01.04.2011 г. 1,1027 1,088 Постановления Правительства РФ
от 31.03.2011 №224,
от 07.04.2011 №255
01.02.2011 г. 1,088 Постановление Правительства РФ
от 26.01.2011 №21
01.07.2010 г. 1,0341 Постановление Правительства РФ
от 21.06.2010 №457
01.04.2010 г. 1,088 1,063 1,1427 Постановления Правительства РФ
от 18.03.2010 №169, №167, №168

Коэффициенты индексации базовой, страховой части трудовой пенсии,
расчетного пенсионного капитала, социальной пенсии
с 1 января 2002 года по 31 декабря 2009 года

Дата Базовая часть
трудовой пенсии,
социальная пенсия
Страховая часть
трудовой пенсии
Расчетный
пенсионный
капитал
Нормативный акт
01.12.2009 г. 2562 руб. (1,313846) Федеральный закон РФ
от 28.04.2009 №72-ФЗ
01.08.2009 г. 1,075 Постановление Правительства РФ
от 23.07.2009 №611
01.04.2009 г. 1,175 1,269 Постановления Правительства РФ
от 21.03.2009 №247, №248
01.03.2009 г. 1950 руб. (1,0869565) Федеральный закон РФ
от 22.12.2008 №269-ФЗ
01.08.2008 г. 1794 руб. (1,15) 1,08 Федеральный закон РФ
от 01.11.2007 №244-ФЗ,

Постановление Правительства РФ
от 21.07.2008 №548

01.04.2008 г. 1,075 1,204 Постановления Правительства РФ
от 25.03.2008 №204, №20
01.02.2008 г. 1,12 Постановление Правительства РФ
от 25.01.2008 №25
01.12.2007 г. 1560 руб. (1,2381) Федеральный закон РФ
от 01.11.2007 №244-ФЗ
01.10.2007 г. 1260 руб. (1,13236034) Федеральный закон РФ
от 24.09.2007 №223-ФЗ
01.04.2007 г. 1,075 1,092 1,16 Постановления Правительства РФ
от 27.03.2007 №181, №183
01.08.2006 г. 1,062 Постановление Правительства РФ
от 28.07.2006 №466
01.04.2006 г. 1,085 1,063 1,127 Постановления Правительства РФ
от 24.03.2006 №165, №166
01.08.2005 г. 1,06 1,06 и 1,048 1,114 Постановления Правительства РФ
от 11.07.2005 №419, №417
01.03.2005 г. 900 руб. (1,36363636) Федеральный закон РФ
от 14.02.2005 №3-ФЗ
01.08.2004 г. 660 руб. (1,06280193) 1,0628 Постановление Правительства РФ
от 21.07.2004 №363
01.04.2004 г. 621 руб. (1,0384268) 1,09 1,177 Постановления Правительства РФ
от 15.03.2004 №142, №141
01.08.2003 г. 1,08 1,08 Постановление Правительства РФ
от 16.07.2003 №428
01.04.2003 г. 1,126 1,307 Постановление Правительства РФ
от 13.03.2003 №152>
01.02.2003 г. 1,06 Постановление Правительства РФ
от 24.01.2003 №47
01.08.2002 г. 1,09 1,09 Постановление Правительства РФ
от 18.07.2002 №535
01.02.2002 г. 1,065 1,065 Постановление Правительства РФ
от 24.01.2002 №42

Пенсия россиянина по новым правилам складывается из трех частей. Первую человек копит сам из своих собственных средств. Вторую - он зарабатывает в процессе трудовой деятельности. А третью - ему гарантирует государство. Именно об этой последней, базовой части пенсии мы хотим рассказать вам сегодня.

Понятие базовой части страховой пенсии для знающих людей отнюдь не ново, так как существовало оно еще до начала действия закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. Просто раньше (до 31.12.2014 года включительно) эта базовая часть входила в состав не страховой, а трудовой пенсии по старости и каждый год увеличивалась пропорционально росту цен на продукты и среднегодовому уровню инфляции. Собственно, кроме названия и суммы в текущем году в ней ничего и не изменилось.

Что такое фиксированная доплата к пенсии?

В новом законе (о нем мы уже упоминали выше) базовая часть пенсии названа фиксированной доплатой, хотя по сути это одно и то же. Подробно порядок назначения, расчета повышения и изменения фиксированной доплаты описан в статьях 16-18 ФЗ №400.

Получать фиксированную доплату к пенсии могут все зарегистрированные в системе ОПС пенсионеры. Фиксированная доплата не может выплачиваться обособленно и оформляется одновременно с одним из следующих видов страховых выплат:

  • по возрасту/старости;
  • из-за инвалидности;
  • из-за кончины кормильца.

По тому, к какой категории можно отнести пенсионера (достигший пенсионного возраста, инвалид одной из групп, утративший кормильца), места его проживания, наличия родственников на попечении, а также специфического характера работы, меняется размер базовой части страховой/трудовой пенсии.

Кроме этого, фиксированная пенсия регулярно индексируется в феврале и апреле нового года, пропорционально индексу роста цен стране. В феврале текущего года такая индексация уже была проведена: фиксированные значения страховых пенсий всех видов выросли на 11,4% и составили:

  • пенсия по возрасту и в связи с инвалидностью (для инвалидов 1 и 2 групп) - 4 384 руб.;
  • пенсия в связи с инвалидностью для инвалидов 3 группы и пенсия в связи с утратой кормильца - 2 192 руб., т.е. половина от фиксированной пенсии по возрасту (п. 2 ст. 16 ФЗ №400);

Кому положены льготы?

Перечисленные выше значения являются типовыми, то есть назначаются тем гражданам, кто не имеет права на какие-либо льготы. Вместе с тем, перечень льгот, позволяющих получать большую доплату к пенсии довольно обширен (см. ст. 17 ФЗ №400). А именно:

  1. Если гражданин обратился за пенсией позже, чем положено, то фиксированная доплата возрастает пропорционально отсрочке при оформлении пенсии. Более подробно коэффициенты роста прописаны в Приложении 2 ФЗ №400.
  2. Инвалидам 1 группы, круглым сиротам и гражданам восьмидесяти лет и старше фиксированная часть пенсии (далее ФЧП) выплачивается в двойном размере.
  3. Если у пенсионера или инвалида на попечении есть нетрудоспособные родственники, то за каждого такого родственника (не более 3-х человек) ему полагается 1/3 ФЧП.
  4. Пенсионеры, которые пятнадцать лет из 20 (для женщин) или 25 (для мужчин), отработали на Крайнем Севере, дополнительно получают доплату к пенсии на 50% больше обычных граждан.
  5. Пенсионеры, которые двадцать из 20/25 лет отработали в районах, равнозначных регионам Крайнего Севера, получают 30% прибавку к ФЧП.
  6. Пенсионеры из пунктов 4 и 5, если: им исполнилось 80 лет, они стали инвалидами 1 группы или у них на обеспечении находятся родственники, неспособные трудиться по объективным причинам, - получают прибавку в двойном размере от назначенного.
  7. Пенсионеры, постоянно проживающие /переехавшие на ПМЖ в регионы Крайнего Севера или уравненные с ними, получают доплату к пенсии, умноженную на соответствующий региональный коэффициент.
  8. Пенсионерам - работникам сельского хозяйства со стажем такой работы = 30 лет, которые постоянно живут в селе, доплата к пенсии увеличивается на четверть.
  9. Граждане из пунктов 4, 5 и 7 вправе получать доплату к фиксированной части пенсии только по одному из оснований на выбор.

Чтобы лучше понять механизм действия льгот, давайте рассмотрим их применение на примере:

Иванов И.И. обратился в ПФР за пенсией по возрасту. Он - инвалид 1 группы и содержит троих нетрудоспособных родственников. Как инвалид 1 группы он может получать базовую доплату (ФЧП) в двойном размере + по трети на каждого нетрудоспособного иждивенца.

Получаем:

4 384(основа) +4384 (за 1 группу инвалидности) +4384 (за 3-х иждивенцев на попечении) = 13 153 руб. (сумма не точная, так как базовая ставка взята с округлением).

О документах стоит позаботиться заранее

Возможность приобретения ряда льгот в отношении базовой части страховой пенсии определяется в тот же момент, когда происходит назначение гражданину того или иного вида пенсии (за исключением накопительной).

Расчет базовой части пенсии производится автоматически. Для этого даже нет необходимости дополнительно посещать ПФР. Однако если вы претендуете на получение фиксированной части в повышенном размере, то вам, скорее всего, придется предоставить ряд документов, подтверждающих ваши права. Это могут быть:

  • для сельхоз работников - трудовая книжка колхозника;
  • для лиц, имеющих иждивенцев - свидетельства о рождении, свидетельства о браке и или его расторжении, справки о доходах родственников, справки из жилотделов, решения суда и пр.
  • для инвалидов или лиц, осуществляющих уход за инвалидами - выписки из актов медицинской экспертизы по установлению инвалидности;
  • для лиц, работавших на территориях Крайнего Севера - справки с места работы и т.д.
  • а также иные документы, которые могут быть признаны ПФР в качестве надежного доказательства.

Если в представленном вами пакете документов будет не хватать каких-либо бумаг, сотрудники ПФР своевременно известят вас об этом.

Полное разъяснение касательно фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (в дальнейшем ФБР) содержится в ст. 14 Закона о пенсиях. Согласно его положениям, для инвалидов первой группы и людей старше 80 лет предусмотрена двукратная сумма ФБР. Таким образом, с 2010 года для обычных получателей пенсии по старости ежемесячная сумма равна 2562 руб., а для выше указанных категорий пенсионеров- 5124 руб.

Помимо этого, когда на иждивении пенсионера есть нетрудоспособные члены семьи, начисляется повышенная сумма ФБР, будь то трудовая пенсия по старости либо по инвалидности. Вне зависимости от вида пенсионного обеспечения, установлен одинаковый порядок вычисления данного показателя. То есть, при расчете трудовой пенсии по инвалидности и по старости, учитываются одинаковые категории иждивенцев, на каждого из которых предусматривается увеличение ФБР на 854 руб. Однако, общая сумма не может превышать 2562 руб.

Для жителей Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, фиксированный базовый размер страховой части для 3 категорий пенсий - по старости, по инвалидности, по потере кормильца, возрастает на районный коэффициент. Он устанавливается Правительством в зависимости от места жительства, на весь срок проживания этих лиц в обозначенной местности. Если человек переезжает в иной район Крайнего Севера либо приравненную к нему местность, где приняты другие районные коэффициенты, определение ФБР осуществляется с учетом коэффициента, действующего на новом месте жительства. В случае переезда на новое место проживания за границу Крайнего Севера районный коэффициент в расчет не берется.

Гражданам, получающим пенсию по старости, которые продолжительное время работали на Крайнем Севере либо приравненных к нему районах, а также имеющие страховой стаж не меньше 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины), предусмотрен увеличенный ФБР. Если календарный стаж работы пенсионера на Крайнем Севере (с учетом работы в приравненной к нему местности) составляет 15 лет и больше, обычный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (в частности установленный с учетом возраста 80 лет либо инвалидности I группы и иждивенцев) умножается на коэффициент 1,5, а в случае наличия стажа не меньше 20 лет - на 1,3.

Если гражданин претендует на повышение ФБР на районный коэффициент по причине проживания в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним областях, а также на увеличение данного показателя в связи с продолжительной работой в этой же местности, он может выбрать между повышенной суммой ФБР с учетом длительности работы на Крайнем Севере или других, приравненных к нему районах, либо увеличением фиксированного базового размера на соответствующий районный коэффициент.

В 2015 году были внесены изменения в пенсионное законодательство по которым
расчет ФБР будет проводиться с учетом длительности страхового стажа. Также с 2015 года размер ФБР будет увеличиваться на 6% за каждый страховой год если на день назначения пенсии общий стаж превышает 25 лет у женщин и 30 лет у мужчин.

Если страховой стаж меньше требующегося срока, тогда ФБР будет уменьшен на 3% за каждый страховой год, который недостает до необходимых 25 лет для женщин и 30 лет для мужчин. Переход к уменьшению показателя по причине отсутствия достаточного стажа будет происходить постепенно. Стоит отметить, что такой порядок не распространяется на лиц, претендующих на досрочное пенсионное обеспечение, и у которых снижение ФБР вообще не предусмотрено.

Первоначально, с начала 2015 года длительность страхового стажа, при котором снижается величина ФБР, составляет 9 лет и каждый год будет увеличиваться на 1 год до достижения 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. Таким образом, в 2015 году ФБР будет уменьшен если у человека, выходящего на пенсию, нет 9 лет стажа, в 2016 - нет 10 лет стажа, 2017 году - 10 лет и т.д.

Лицам, начавшим получать пенсию до начала 2015 года, установление ФБР в зависимости от длительности стажа, будет проводиться с 1 января 2015 года. При этом, в учет берется продолжительность страхового стажа, который был приобретен на момент достижения лицами 55-летнего возраста для женщин и 60-летнего возраста для мужчин. Подсчет стажа, срок которого повлияет на уменьшение либо увеличение ФБР, выполняется разными способами.

Страховой стаж, при котором размер ФБР будет уменьшен, включает в себя все, засчитываемые в стаж, периоды деятельности, в соответствии со статьями 10, 11 Закона о пенсиях. В частности это:

  • трудовая деятельность, осуществляемая на территории государства, если за данный период были уплачены взносы в отечественный Пенсионный фонд;
  • трудовая деятельность, осуществляемая на территории иных государств, которая предусмотрена российскими законами либо международными договорами, или при внесении в Пенсионный фонд страховых взносов;
  • прохождение службы в отечественных Вооруженных силах или другой приравненной к ВС службы;
  • получение пособия по временной нетрудоспособности;
  • уход за ребенком до достижения им полуторагодичного возраста. Однако, в общей сложности срок не должен превышать 3 года;
  • получение пособия по безработице;
  • переезд для трудоустройства в другое место по направлению службы занятости;
  • участие в оплачиваемых общественных работах;
  • нахождение под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы, ссылка граждан, которые были незаконно привлечены к уголовной ответственности либо необоснованно репрессированы и в дальнейшем реабилитированы;
  • уход за лицом старше 80 лет, инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом;
  • проживание супруга (и) военнослужащего контрактника в районах где у них не было возможности трудоустроиться. Однако в общей сложности этот период не может превышать 5 лет;
  • проживание за рубежом супруги (а) работника российских дипломатических учреждений и других представительств РФ. Однако, максимальный срок не может превышать 5 лет.

В страховой стаж, при котором увеличивается ФБР, входят периоды деятельности, предусмотренные рядом положений Закона о трудовых пенсиях и Федеральным законом No 18-Ф3. К таковым периодам относится:

  • срочная служба в ВС РФ;
  • уход за ребенком до достижения им полуторагодовалого возраста, но не больше 3 лет;
  • уход за лицом старше 80 лет, ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы;
  • проживание супруги (а) военнослужащего контрактника в районах, где отсутствует возможность трудоустроиться, но не больше 5 лет;
  • проживание за рубежом супруги (а) сотрудника дипломатических учреждений и других иностранных представительств РФ, но не больше 5 лет.

Краткое обобщение порядка установления ФБР с примерами

1. Лицу, которое выходит на пенсию по старости, длительность стажа, учитываемого при определении ФБР, будет определяться в день назначения пенсионного обеспечения. В случае перерасчета ФБР, страховой стаж, приобретенный после оформления пенсии (если пенсионер продолжал работать), не учитывается, даже когда первоначально установленная сумма ФБР была сокращена по причине отсутствия достаточного стажа.

2. Лицу, выходящему на досрочную пенсию, устанавливается обычный размер ФБР. При достижении 60-летнего возраста для мужчин и 55-летнего возраста для женщин, данный показатель будет пересмотрен с учетом длительности стажа, который был приобретен на момент наступления указанного возраста. В том числе учитывается стаж, заработанный после назначения пенсии. Для граждан, вышедших на досрочную пенсию, изменение суммы ФБР за стаж свыше 25 лет у женщин и 30 лет у мужчин может выполняться только в сторону увеличения.

3. Лицам, оформившим пенсию по старости до 2015 года, ФБР в дифференцированном размере исходя из длительности стажа, будет установлен с начала 2015 года с учетом страхового стажа, который имелся на момент достижению этими лицами возраста 55 (женщинам) и 60 лет (мужчинам) соответственно. Это также относится к гражданам, вышедшим на пенсию позже указанного возраста, и пенсионерам «досрочникам».

Стоит отметить, что при установлении суммы ФБР в зависимости от длительности страхового стажа нужно обратить внимание на некорректность принятой редакции ст. 14 Закона о пенсиях. При буквальном прочтении создается впечатление о невозможности увеличения либо уменьшения суммы ФБР с учетом размера стажа определенным категориям граждан. Однако это не соответствует действительности. Изменение ФБР производится согласно п. 2 статьи 14 Закона о пенсиях.

Таким образом, ежемесячная сумма ФБР составляет 4 тыс. руб. В случае наличия иждивенца, сумма возрастает до 5333,33 руб., поскольку на 1 иждивенца дополнительно положено 1333,33 руб. в месяц.

Допустим, что пенсионеру-мужчине положено увеличение ФБР на 18%, т.к. продолжительность его стажа составляет 33 года, то есть на 3 года больше необходимого минимума. Произведем расчет общей суммы ФБР.

1. 4000 руб. + 18% = 4720 руб.

2. 4720 руб. + 1333,33 руб. (сумма на 1 иждивенца) = 6053,33 руб. - общая положенная сумма ФБР.

У 80-летней женщины страховой стаж составляет 26 лет. Если для обычных лиц ФБР составляет 4 тыс. в месяц, то такой категории пенсионеров (достигших 80 лет) ежемесячно положено 8 тыс. руб. Произведем расчет общей суммы ФБР.

1. 4000 руб. + 6% (+6% за каждый год свыше 25 лет стажа) = 4240 руб.

2. 8000 руб. - 4000 руб. = 4000 руб. - это фактическое увеличение обычного ФБР за достижение 80 лет.

3. 4240 руб. + 4000 руб. = 8240 руб. - общая положенная сумма ФБР.

Пенсионер-мужчина имеет 15 лет работы на Крайнем Севере и 31 год стажа. В этом случае ФБР равен 6 тыс. руб. Произведем расчет общей суммы ФБР.

Работающие граждане из года в год жили по определенному режиму с запланированными тратами, исходя из ежемесячного дохода. С возрастом зарабатывать уже не остается ни сил ни возможности в силу слабого здоровья или накопившейся усталости.

Особенности оформления

Все начисленные пенсии состоят из:

  • базовой части;
  • страховой пенсионной части;
  • накопительной части.

Пенсионеры сегодняшнего дня фактически не сталкиваются с последней частью, так как появилась она лишь несколько лет назад. В ее накоплении заинтересованы работающие в настоящее время граждане.

Базовую часть получают гарантировано от государства все, кто приобрел право на ее получение (достигли пенсионного возраста, получили инвалидность, утратили кормильца). Ее размер фиксирован, индексируется исходя из уровня инфляции каждый год.

Страховая часть — величина, персонально рассчитываемая каждому пенсионеру исходя из его стажа и уровня дохода пока он работал. Еще до 2015 года расчет этой части был прост. Отчисления с заработной платы в страховой фонд делили на предполагаемые 19 лет получения пенсии. Теперь появилась переменная ИПК, исчисляющаяся в баллах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Требования законодательства для оформления пенсии по старости:

  • достижение женщиной возраста 55 лет, мужчиной — 60 лет (если преждевременный пенсионный возраст не был предусмотрен условиями трудового договора);
  • страховой стаж не менее 9 лет в 2020 году;
  • ИПК 13,8 баллов (трудовой стаж).

Требования законодательства для назначения страховой пенсии при утрате кормильца:

  1. Нетрудоспособность обращающегося за назначением пенсионной выплаты;
  2. Естественная смерть (без заведенного уголовного дела) кормильца, содержащего ранее заявителя на иждивении, при этом у него должен быть хоть один рабочий день.

Требования законодательства, чтобы назначить страховую пенсию по инвалидности:

  • присвоенная категория инвалидности I, II и III групп;
  • должен быть хоть один день для страхового стажа.

Какие нужны документы

Подача заявления может происходить лично, представителем или через работодателя после того, как представится право на получение пенсии, в Пенсионный фонд или МФЦ. Можно заполнить форму на электронном ресурсе в «Личном кабинете», зарегистрировавшись на сайте Пенсионного фонда.

Днем приема заявления признается день:

  • обращения с заявлением — при подаче лично, представителем по доверенности или через работодателя;
  • отправки, указываемый на штампе почтового конверта — при отправке его по почте;
  • приема его в Многофункциональном центре — если документ туда подавался;
  • подачи в электронном виде.

Будучи за границей на постоянном или временном пребывании подать заявление необходимо в ПФР в городе Москве.

К заявлению обязательно предъявить (приложить) следующие документы:

  • оригинал и копию паспорта гражданина РФ и СНИЛС;
  • документы, подтверждающие стаж, если отчисления не переводились (трудовая книжка, договоры ГПХ, справки от работодателя и пр.);
  • подтверждающая среднемесячный доход за пять лет до 01.01.2002г. справка (альтернатива — доход за 2000 и 2001 годы передавался ранее в систему ПФР работодателем);
  • при наличии особых обстоятельств, их также следует подтвердить документально.

Важно! В документе, указанном во втором пункте, должен быть номер, дата выдачи, ФИО и дата рождения получателя документа, где, когда, на каком основании (№ приказа и пр.) и по какой специальности он работал, подпись уполномоченного лица и печать организации.

Если что-то не представлено, с уведомлением о принятых к заявлению документах ПФР направляет разъяснение, что и в какой срок надо представить заявителю лично (для сокращения сроков ожидания) или работодателю.

Размер страховой части пенсии

Для того, чтобы выяснить, сколько составит размер страховой части пенсии, необходимо сначала узнать минимальную и базовую сумму.

Минимальный

Для получения представления о формировании минимального размера страховой пенсии можно воспользоваться формулой расчета при минимальных обязательных показателях для начисления:

Размер пенсии без повышающих коэффициентов, для применения которых нет оснований, рассчитывается так:

13,8 * 81,49 + 4982,9

Итого: 6107,46 рублей.

Для тех, кто решил немного поднять размер пенсии и обратился за ее назначением спустя полгода после дня рождения в 55 или 60 лет, применяются повышающие коэффициенты (1,07 и 1,056).

Расчет представлен для тех же минимальных показателях страхового и трудового стажа:

13,8 * 81,49 * 1,07 + 4982,9 * 1,056

Итого: 6465,22 руб.

Поэтому рассчитывать на сумму выше минимального прожиточного минимума, устанавливаемого в регионах в размере 9489 рублей, пенсионеры не могут.

Базовый (фиксированный)

Представленная формула иллюстрирует зависимость общего размера страховой пенсии от базового. Базовая часть гарантирует стабильный доход каждого пенсионера в Российской Федерации. Она выплачивается любому, не зависимо от заработанного им стажа.

Цифра не является полностью фиксированной, реагирует на колебания инфляции как любой гарантированный платеж от государства. С прошлого года уже прошла индексация этой части пенсии и теперь базовая часть составляет 4982,9 рубля (ст. 16 400-ФЗ).

Выделяют следующие категории граждан, имеющих льготы при определении фиксированной выплаты:

  • пожилые люди, перешагнувшие 80-летний порог, имеют право на удвоение его размера;
  • пенсионеры, взявшие на иждивение до трех людей, увеличивают размер своей пенсии на треть;
  • работающие на Крайнем Севере пенсионеры полтора десятка лет и больше могут увеличить фиксированную выплату на 50%, но только по достижении страхового стажа, который у женщин составляет 20 лет, у мужчин — 25.
  • работа в районе, приравненном к Крайнему Северу, тоже дает право на льготу. 20 лет работы и страховой стаж, составляющий для женщин 20 лет, для мужчин — 25 лет, дает 30% прибавки к размеру фиксированной выплаты.

Как узнать размер

Выяснить, как формируется пенсия, что влияет на ее размер, можно с помощью пенсионного калькулятора на официальном сайте Пенсионного Фонда.

В имеющиеся там поля нужно ввести следующую информацию:
  • средний размер начисляемой заработной платы;
  • для зарегистрированных ИП или ООО следует указать размер дохода, который может быть подтвержден документально.
  • законодательно предусмотрено право выбора будущего пенсионера переводить отчисления на накопительную и страховую части, либо все перечислять на страховую часть. Информацию о выбранном варианте пенсионного обеспечения также следует внести в пустое поле.
  • указать количество отработанных лет или период, когда производились страховые отчисления.
  • чтобы вычесть не попадающие в этот стаж годы военной службы по призыву, отпуска по уходу за ребенком и прочие важные периоды, во время которых вы не работали, надо также занести в подходящую пустую графу.
  • для получения коэффициента следует указать дату обращения за назначением пенсии (вовремя или с задержкой свыше 6 месяцев).

Важно! Нельзя принимать этот расчет как точный, полученное число может служить лишь ориентиром. Любая из внесенных цифр может отличаться от реальной в день обращения.

Калькулятор актуален на тот день, когда вносится информация, и обновляется при каждом изменении законодательства или фиксированных размеров (стоимость балла или размер минимального ИПК).

Не вся информация, поступившая в ПФР от работодателя, сохраняется в памяти будущего пенсионера и наоборот, не каждый договор ГПХ грамотно учитывался в ПФР. Все эти нюансы, а также имеющиеся льготы и права на день назначения пенсии, берутся во внимание работниками Пенсионного фонда.

Не имеет смысла использовать данный калькулятор военнослужащим и сотрудникам силовых ведомств, а также гражданам категории самозанятости.

Видео: Что влияет на размер страховой пенсии в 2020 году

Согласно новому пенсионному законодательству, вступившему в силу с 1 января 2002 г., трудовая пенсия российского гражданина будет состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Право на последнюю имеют только более молодые возрастные группы - мужчины 1952 г. рождения и моложе, женщины 1957 г. рождения и моложе). Базовая пенсия, по сути, представляет собой государственное пособие по старости, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (мужчинами - 60, женщинами - 55 лет). Второе кроме достижения пенсионного возраста условие назначения базовой пенсии - наличие не менее пяти учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет. Только в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которые оно обязано выполнять независимо от того, прекратил застрахованный работать или нет.
Размер базовой пенсии будет утверждаться ежегодно в законе о федеральном бюджете вместе с указанием объема финансовых ресурсов, которыми должны быть обеспечены необходимые объемы выплат.
Источником финансирования базовой пенсии является федеральный налог, собираемый налоговыми органами в федеральный бюджет. По нормам, утверждаемым законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на тот или иной год, собранные таким образом средства перечисляются в бюджет ПФР и становятся источниками финансирования выплат базовой части пенсии. В настоящее время механизмом, обеспечивающим сбор и поступление средств на эти цели, является единый социальный налог.
Страховая часть пенсии формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Источник финансирования страховой части пенсии - страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет ПФР. Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных и фиксируются в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином.
Размер страхового платежа для мужчин старше 1952 г. рождения и женщин старше 1957 г. рождения установлен в размере 14% от размера их заработной платы. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 г. до 1967 г., и женщин - от 1958 г. до 1967 г. он составляет 12%. И, наконец, для тех, кто родился после 1967 г., тариф платежа предусмотрено в период с 2002 г. по 2006 г. снижать по одному проценту в год - с 11% в 2002 г. до 8% в 2006 г.
В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.
Страховые платежи поступают на лицевые счета граждан и суммируются там. Полученный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что пенсии нынешних пенсионеров. Это тоже обеспечивает прирост пенсионного капитала. К моменту выхода на пенсию образовавшаяся сумма пенсионных обязательств окончательно выверяется и делится на средний расчетный период нахождения на пенсии - новым законодательством он установлен как 228 выплатных месяцев. Получившаяся величина и составляет размер ежемесячной страховой выплаты будущего пенсионера, которая будет по нормам закона повышаться путем индексации.
В отличие от базовой части, которую государство обязано выплачивать после достижения работником пенсионного возраста, страховую часть пенсионер по своему выбору может получать в полном или частичном размере, а может вообще отказаться от ее получения.
Накопительная часть пенсии, по сути, является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14%-процентного страхового взноса. Но в отличие от страховой части средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего в итоге увеличить размер их пенсий.
Размер тарифа накопительных отчислений для разных возрастных групп различен. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 г. до 1967 г., и женщин - от 1958 г. до 1967 г., на накопление выделяется 2% из 14% страховых платежей, которые перечисляет в их интересах работодатель. Для тех же, кто родился после 1967 г., законом предусмотрено постепенное повышение накопительных отчислений с 3% в 2002 г. до 6% в 2006 г.
Накопительные отчисления будут поступать на специальную часть лицевого счета застрахованного. Начиная с 2003 г. граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета накопительную специальную часть, смогут принимать решения об инвестировании своих пенсионных накоплений (которые, впрочем, будут по правовому статусу оставаться в федеральной собственности) в те или иные виды активов, предлагаемые государственными агентами и управляющими компаниями. А с 2004 г. они могут направлять накопительные средства и в проекты, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами.
На первом этапе пенсионной реформы у россиян, выходящих на пенсию, в ее составе будут только две части: базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 г.
В.Вьюницкий
Советник председателя
правления Пенсионного фонда
Российской Федерации
Подписано в печать
22.01.2003
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 4

Обязательно ли фиксировать нарушения Закона о ККМ в акте проверки в случае участия в процессе проверки предпринимателя или руководителя предприятия или можно сразу же составлять протокол об административном правонарушении? »
Поделиться