Презентация «Русские народные праздники. Весенние Летние Осенние Зимние Праздники, обряды, традиции

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Дидактический проект урока Предмет: история, культура, традиции русского народа. Класс: 7 «Б». Учитель: Делемарская Валентина Георгиевна. Тема: «Народные православные праздники и обычаи осени». Тип урока: нетрадиционный – капустник.

2 слайд

Описание слайда:

Цели урока Вы сможете продолжить: Формирование своей речи на основе рассказов о народных обрядах; Развитие способности работать самостоятельно; Умение передать в песне, рассказе, инсценировании народный колорит (артистизм, выразительность)

3 слайд

Описание слайда:

Язычество и наше представление о нём. Каждый человек с детства помнит бабушкины сказки, присказки, поучающие пословицы, завораживающие слух колыбельные. Народная мудрость, заключенная в них, воспитывала на протяжении веков уважение к русскому народу, восхищение его талантом. На уроках ИКТРН и русской литературы вы знакомились с поговорками, пословицами, сказками – со всем тем, чем так богат русский язык. На уроках мы изучаем обычаи русского народа, его историю. Мы уже знаем, почему в Новый год наряжают елку, что такое масленица, Колядки, С глубокой древности, история происхождения славянской культуры связана с мифологией. И сегодня культура языческих миров рядом с нами.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки про осень: Осенью молоко спичкой хлебают: раз макнут, два тряхнут, а потом и в рот понесут. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет. Осень-то матка: кисель да блины, а весною-то гладко: сиди да гляди. Что пожнешь, то и смолотишь, что смолотишь, то и в амбар положишь. В осень и у вороны копна, не только у тетерева. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина. Осенью скот жиреет, а человек добреет. Осень хвастлива, весна справедлива. Осень прикажет, а весна свое скажет. Осень - запасиха, зима - подбериха. Осень - время собирать урожай. Осень - погоды перемен восемь. Брюзжит, что худая муха в осень. В осень и у вороны копна хлеба. Придет осень, за все спросит. Цыплят по осени считают. В осень и у воробья пир. Осенью и воробей богат. Осень непогодь несет.

6 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки про сентябрь: Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает. Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает. В сентябре одна ягода, и та - горькая рябина. Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой. В сентябре огонь и в поле, и в избе. Холоден сентябрь, да сыт. Сентябрь- пора золотой осени. Сентябрь - отлётная пора. Сентябрь - чародей света. Сентябрь - листопадник.

7 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки про октябрь: Октябрь на пегой кобыле ездит: ни колеса, ни полоза не любит. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся. Октябрь землю покроет, где листком, где снежком. Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил В октябре и изба с дровами, и мужик в лаптях. Октябрь месяц первых снегов, первых холодов. Октябрь ни колеса, ни полоза не любит. В октябре и лист на дереве не держаться. Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет.. Октябрьский гром - зима бесснежная. В октябре мужик живет с оглядкой. К октябрю березы оголяются.

8 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки про ноябрь: Ноябрь - бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег - ни колесу, ни полозу нет ходу. В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать. Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. Ноябрьскими заморозками декабрьский мороз тароват. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются. В ноябре осень - жируха со злюкой - зимой борется. В ноябре снегу надует - хлеба прибудет. Ноябрьские ночи до снега темны. В ноябре зима с осенью борется. Ноябрь – ворота зимы. Ноябрь - сумерки года.

9 слайд

Описание слайда:

Покров Пресвятой Богородицы. Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен Русской Православной Церковью в память о чудесном явлении Божьей Матери во Влахерском храме Константинополя в X веке. Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со Своей головы покрывало (покров) и распростёрла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов.

10 слайд

Описание слайда:

Историческая справка. Сараци́ны (греч. Σαρακηνός - «восточные люди») - народ, упоминаемый древнеримским историком IV века Аммианом Марцеллином и греческим ученым I - II вв. н. э. Птоломеем. Кочующее разбойническое племя, бедуины, жившие вдоль границСирии. Со времени крестовых походов европейские авторы стали называть сарацинами всех мусульман, часто используя в качестве синонима термин «мавры». В настоящее время термин используется историками по отношению к населению Арабского халифата в период до завоеванияхалифата Аббасидов Хулагу, в результате ближневосточного похода монголов. (VII - XIII вв.).

11 слайд

Описание слайда:

Угости Домового (14) октября (листопада) Покров - (с введением христианства этот праздник отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата). В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который "покрывал" землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи. В этот день Домовой спать укладывается и всвязи с этим был связан ритуал "Запекания углов". Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные "блинцы" блины небольшого размера, а первый блин делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен. В этот день девушки просили Ладу о замужестве (во время христианства стали просить

12 слайд

Описание слайда:

Сватовство- живопись XVIII-XIX века После венчания устраивался пир. Покрывало, скрывающее лицо невесты да венчанья от жениха и гостей, сменялось на «бабий убор» - повойник. Во время этого обряда невеста обязательно должны была плакать, а женщины и девушки петь печальные песни Неравный брак Мне с плачем косу расплели, и с плачем замуж повели… Свадебный пир

13 слайд

Описание слайда:

Праздничные гуляния Хороводы, заигрыши были приурочены к различным народным языческим праздникам. Праздники совпадали с полевыми работами, временами года, с различными приметами, с сезонной работой в поле. На Руси полевые работы к осени заканчивались, хлеб был засыпан в закрома, начиналось время народных гуляний и веселья.

14 слайд

Описание слайда:

Загадки детям Очень много загадок про осень, осенние месяцы и многое другое... Осень в гости к нам пришла И с собою принесла... Что? Скажите наугад! Ну, конечно...

15 слайд

Описание слайда:

Детские стихи - загадки про осенний месяц - сентябрь Они расскажут о самом красивом осеннем месяце. Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (…….)

16 слайд

Описание слайда:

Загадки об октябре. Всё мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (……..)

По православным пасхалиям празднование масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями: 1.употреблением ритуальной пищи: блинов, лепешек, оладий, пирогов, хвороста и пр. Обычаи связанные с молодоженами; смотры молодоженов.Обычаи связанные с молодоженами; смотры молодоженов. 3. Масленичные развлечения: катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков. 4. Проводы Масленицы: зажигание костров, сжигание чучела. праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица


22 марта славяне отмечают праздник Жаворонки. На «Жаворонки» день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Праздник Жаворонки В этот день выпекали из теста бяшки маленьких птичек, которыми закликали весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали: «Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!»


На Пасху отмечается воскресение Иисуса Христа, который своею смертью искупил людские грехи и Своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти. К Пасхе готовились, начиная с Великого или Чистого четверга. В этот день весь дом убирали до сверкающей чистоты, красили и расписывали яйца, готовили пасху, пекли куличи и мелкие мучные изделия. Пасхальный стол отличался праздничным великолепием, был обильным и очень красивым. Цветами украшали блюда, а также стол, иконы и дом. Пасха Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение


Благовещенье Пресвятой Богородицы Среди благовещенских обычаев бытовали ритуалы, в которых выражались вера в очистительную силу огня: сжигались старые постель, обувь, одежда; окуривались помещения домой и надворных построек, чтобы предохранить себя и скотину от болезней. Благовещенье воспринималось в народе как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия - в природе и в жизни людей. Вероятно, с этим связан добрый обычай в этот день выпускать из клеток, тенетов и сетей птиц на волю. 25 марта/7 апреля церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марие о предстоящем рождении ею Иисуса Христа.


День Святой Троицы (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа) День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его и называют Пятидесятницей. День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его и называют Пятидесятницей. В день святой троицы вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен. В день святой троицы вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.


Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь. Традиции празднования Троицы


Гулянья на Троицу Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.


Иван Купала (иванова ночь, иванов день) Ивана Купала - Праздник летнего солнцестояния. Купала летний бог, по Густинской летописи: "Пятый идол – Купало, есть бог обилия". Этот бог получил широкое распространение у восточных славян. В ночь на «Купала» идет соединение огня и воды, этой ночью происходят чудеса: вода и огонь в эту ночь считаются исцеляющими и в тоже время соединяющими одинокие души. Ивана Купала - Праздник летнего солнцестояния. Купала летний бог, по Густинской летописи: "Пятый идол – Купало, есть бог обилия". Этот бог получил широкое распространение у восточных славян. В ночь на «Купала» идет соединение огня и воды, этой ночью происходят чудеса: вода и огонь в эту ночь считаются исцеляющими и в тоже время соединяющими одинокие души. Праздник Ивана Купала праздновался многими славянскими народами. В ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и веселый день Ивана Купала... Праздник Ивана Купала праздновался многими славянскими народами. В ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и веселый день Ивана Купала...


Купальские обряды Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства.


Традиции Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом символом солнца. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом символом солнца. После захода солнца все идут к водоемам, где разжигаются костры и начинается настоящее веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища. Девушки в сторонке наблюдают, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. На реке суженые обмениваются венками и пускают их по воде. После захода солнца все идут к водоемам, где разжигаются костры и начинается настоящее веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища. Девушки в сторонке наблюдают, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. На реке суженые обмениваются венками и пускают их по воде.




Медовый спас Медовым первый Спас Медовым первый Спас называют потому, что к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору. Строгим блюстителям народных обычаев и постникам только в медовый Спас разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. соты в ульях наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору. Строгим блюстителям народных обычаев и постникам только в медовый Спас разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.


Яблочный спас "Яблочным" был в свое время второй Спас и в церкви. Например, сохранилось описание праздничной Преображенской службы в древнем Новгороде. Службу совершал сам митрополит в Софийском соборе. После литургии освящалось несколько блюд с яблоками, причем на одном плоды разрезали на части. Потом святитель вкушал яблоко сам и раздавал по яблоку "большим людям": государевому боярину, воеводе, дьякам и священникам, а разрезанными яблоками одаривал прочий народ. "Яблочным" был в свое время второй Спас и в церкви. Например, сохранилось описание праздничной Преображенской службы в древнем Новгороде. Службу совершал сам митрополит в Софийском соборе. После литургии освящалось несколько блюд с яблоками, причем на одном плоды разрезали на части. Потом святитель вкушал яблоко сам и раздавал по яблоку "большим людям": государевому боярину, воеводе, дьякам и священникам, а разрезанными яблоками одаривал прочий народ.


Стихи о яблочном спасе Зарево раннее, День про запас. Небо бескрайнее. Яблочный спас. Куполом радуга, Птица - крестом. Августу рады, да Осень потом... Глупые, бедные, Выпросим мы Денежки медные Скряги-зимы: Листья напрасные, Всполохи глаз, Яблочки красные, Яблочный Спас!!! Зарево раннее, День про запас. Небо бескрайнее. Яблочный спас. Куполом радуга, Птица - крестом. Августу рады, да Осень потом... Глупые, бедные, Выпросим мы Денежки медные Скряги-зимы: Листья напрасные, Всполохи глаз, Яблочки красные, Яблочный Спас!!! Солнышко, солнышко, подожди! Приехали господа-бояре из Великого Новогорода да на Спасов день гулять - пировать. Вы сходитеська, люди добрые, на велик-званый пир! Мы тебе, крещеный мир, бьем челом да кланяемся! Солнышко, солнышко, подожди! Красное, ясное, подожди! Солнышко, солнышко, подожди! Приехали господа-бояре из Великого Новогорода да на Спасов день гулять - пировать. Вы сходитеська, люди добрые, на велик-званый пир! Мы тебе, крещеный мир, бьем челом да кланяемся! Солнышко, солнышко, подожди! Красное, ясное, подожди! Вечером на Спас-Преображенье в старые годы молодежь шла за околицу, в поле. Здесь на каком-нибудь пригорке молодые люди останавливались и следили за закатом. Как только солнце начинало опускаться за горизонт, раздавалась общая песня:


Ореховый спас В народе ореховый или холщёвый спас празднуют 29 августа. Ореховый - потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. С "холщовым" дело обстоит немного сложнее. Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя - куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа. В народе ореховый или холщёвый спас празднуют 29 августа. Ореховый - потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. С "холщовым" дело обстоит немного сложнее. Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя - куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. На Руси образ Христа очень почитали. Поэтому третий Спас (после Медового и Яблочного) называли еще Спас на полотне, холщовый или хлебный, ореховый. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов


Осенний фольклор. Осень – самое яркое и красивое время года. Многие поэты посвящали ей свои стихи. В это время года древние славяне справляли множество праздников. Так же про осень сложено много песен, поговорок и пословиц. Сегодня мы расскажем немного о древнеславянском осеннем фольклоре.


ОСЕНИНЫ. Праздник Урожая. Благодарение Матери Земли. В земледельческом календаре этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. Ведь в это время завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенин (в православии - день Рождества пресвятой Богородицы) устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру- землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Праздник Урожая. Благодарение Матери Земли. В земледельческом календаре этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. Ведь в это время завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенин (в православии - день Рождества пресвятой Богородицы) устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру- землю за то, что родила хлеб и другие припасы.
Воздвижение Воздвижение - народное название великого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых "капустниками«.Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, одев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест - "капустниц". Водились хороводы и пелись песни.




Колядки – величальные обрядовые песни зимнего цикла, известные с глубокой древности Рождественские праздники – одни из немногих в христианском календаре, в которых тесно переплетаются церковные и народные традиции. Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6-го на 7 января. Вечер 6 января - Рождественский сочельник, канун, навечерие Рождества, называемый также коляды. Рождество Христово праздник рождения Иисуса Христа Колядки появились еще в языческие времена и были связаны с давним арийским культом Солнца. Наши предки праздновали три фазы Солнца – весеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояния. 25 декабря отмечался день зимнего солнцестояния, который называли праздником Коляды, или Коротуна.


Считалось, что в этот день Солнце съедает змей Коротун. Всесильная богиня Коляда рождала новое солнце – маленького Божича. Язычники пытались защитить новорожденного. Они прогоняли Коротуна, который хотел съесть новое Солнце, а потом ходили от избы к избе, чтобы оповестить людей о рождении нового Солнца, а изображение этого солнца носили с собой. Эта традиция сохранилась и сегодня. А после восхода на небе зари, колядовальщики ходили дворами и пели величальные песни о солнце, месяце и звездах. Эти песни и стали называть колядками А после восхода на небе зари, колядовальщики ходили дворами и пели величальные песни о солнце, месяце и звездах. Эти песни и стали называть колядками.


А вот и несколько этих песен Коляда, коляда, Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Отворяйте, хозяева, сундучки, Вынимайте пятачки! По копеечке давайте Колядовщикам! Коляда, коляда Пришла коляда накануне Рождества. Мы ходили,мы искали коляду по дворам, по переулочкам и нашли коляду на петровом то дворе.


Соответствия восточнославянским колядкам встречаются в фольклоре всех других славянских, да и многих других европейских народов. Особенно близки и по сюжетам и по форме к славянским румынские колядки, называемые colinda. Традиционно колядки чествуют всех членов семьи: хозяина, хозяйку, парня, девушку. Колядование сочетается с соответствующими играми, танцами, музыкой. Колядуют обычно группами: «атаман», «звиздар», «михоноша» и «ряженые».

Составитель: Батуева С.А, учитель начальных классов МБОУ «СОШ»№25, г. Балаково Говорят, что влюблённые венчаются на небесах… Свадьбы, проведённые в Русской Традиции, наполнены смыслом, весельем, молодецкой удалью, девичьей красотой и силой новой Жизни. Праздник летнего солнцеворота. Парни загодя срубают деревце. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера. Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала» . Под деревце прилаживают изображение Ярилы – куклу. « Ярилу » облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Разжигают костер. Возле этого костра и пойдёт самое веселье. Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырёх часов дня. Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют. Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», « коняшки ». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают… Рождество Христово один из главных православных праздников. Как гласит церковное предание, Иисус Христос родился в ночь на 7 января. Именно с этого дня начинаются так называемые святки, которые длятся в течение двух недель. У православных христиан с этим праздником связано огромное количество традиций и обрядов. Один из них рождественские колядки. Слово коляда произошло от латинского calendae , что означает первый день месяца. Раньше словом коляда славяне называли Рождество, но со временем значение слова изменилось, и колядками стали называть обрядовые песни, с которыми обходились дома в канун Рождества. Колядная дружина (в основном дети и молодежь), выходила на улицу со звездою и вертепом (старинный народный кукольный театр), как только наступали сумерки. Колядующие наряжались в костюмы и маски, чтобы их нельзя было узнать. Рядились в медведей, коз, лошадей, цыган Основной смысл колядок восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, а также различные пожелания богатства и хорошего урожая. Пришла коляда Накануне Рождества, Дайте коровку, Масляну головку. А дай Бог тому, Кто в этом дому. Ему рожь густа, Рожь ужимиста. Ему с колосу осьмина, Из зерна ему коврига, Из полузерна пирог. Наделил бы вас Господь И житьем, и бытием, И богатством. И создай вам, Господи, Еще лучше того! А еще девушки в эту пору устраивали святочные гадания, желая увидеть суженого – ряженого… Традиционная писанка Живое яйцо – зародыш будущей жизни. Сейчас красят яйца только в чистый четверг - на Пасху, а в стародавние времена это был целый цикл обрядов, связанных с плодородием природы и человека. Вели эти обряды в основном женщины, потаенно и бережно храня и передавая защитную магию символов, нанесенных на живое яйцо – зародыш будущей птицы. А ведь птица в нашей древней символике означала не что - нибудь, а душу человеческую, воплощенную или невоплощенную в тело. И символы эти работали, лечили и тела и души как самих мастериц, так и тех, кому писанки предназначались. Это был огромный мир символов, иногда показывающих устроение вселенной и путь души по божественным мирам, иногда хранящих здоровье или привлекающих богатство, иногда дарящих силу воинам для битвы или роженицам в рождении ребенка. Огромный красочный мир, где руками были выписаны и ярость, и любовь, и нежность, и стремление ввысь… На протяжении всей весны происходит раскраска яиц « писанок » , « крашенок » - и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую старину. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием славянских представлений. Яйца, как крашеные, так и белые, играют важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производится «с солью, с хлебом, с белым яйцом» ; яйцо разбивают о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье - крест обязательная принадлежность обрядов при посеве. Нередко яйца закапывают в землю, катают по засеянному полю. Яйца кладут под ноги скоту при выгоне на юрьев день и лельник, кладут в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходят скот и дарят их пастуху. Итак, подведем итог: Славянская писанка – древний народный вид искусства, и одновременно – послание к богам, которые оберегают род людской. Христос воскрес! Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес… Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! Тут и хороводы и кадрили всем народом И игры детские, и забавы молодецкие. Хочешь гирю потолкай, хочешь в детках поиграй Если силы есть - на столб, или в баню, были чтоб. А чтоб справиться с горой, пройди сперва стеношный бой. С Бабой Масляной в огонь отправляй беду и хворь. Сил набрать на целый год, даст через костёр полёт. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков. В народе каждый день масленицы имеет свое название. Понедельник - встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Вторник - заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас - де горы готовы, и блины испечёны - просим жаловать». Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Четверг - широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам. Пятница - тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой - нибудь подарок. Последний день Масленицы - прощёное воскресенье. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В Православной Церкви считается, что смысл Масленицы - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту - время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина. Разгуляй – один из дней масленицы. Разгуляй в солнечный денёк на свежем воздухе с песнями, плясками и традицией – сжигание масленицы. 14 сентября отмечаются Осенины - первая встреча осени по народному календарю. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы, переселялись в новые дома, осуществляли обряд посвящения мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их новую роль в общине. 14 сентября - начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. 14 сентября еще называют днем Семена Летопроводца в память Симеона Столпника, жившего в V веке. Этот человек прославился своим самоотверженным образом жизни, положив начало новому виду подвижничества - столпничеству, у него учились претерпевать трудности человеческого бытия во имя святого дела. При подготовке презентации были использованы материалы сайтов: http:// www.prazad.com ; http:// www.proshkolu.ru ; http:// www.24open.ru ; http:// ru.wikipedia.org

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из трудовых будней и праздников.

В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство. Но наступало и время праздников- это было время отдыха, веселья, радости, когда люди чувствовали, что все они одна большая семья, все собираются за праздничным столом, все нарядно одеты и желают друг другу любви, счастья, здоровья, хорошего урожая, добра в доме, покоя и веселья в сердце и душе. Праздничных дней в России было много: 140-150 в году. Эти праздники были направлены на укрепления здоровья и благополучия людей. Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.

Первое упоминание о Масленице - 16 век. К масленице начинали готовиться с середины предшествующей недели. Хозяйки наводили чистоту, закупали продукты, пекли блины. Строили ледяные горки, снежные крепости, городки, качели.

Развлечения на Масленицу:

  • угощение блинами;
  • катание с гор;
  • скоморошьи балаганы;
  • подвесные качели;
  • катание на лошадях;
  • кулачные бои;
  • взятие снежных городков.

Масленичная неделя

Понедельник – встреча

Вторник – «заигрыши»

Среда – «лакомка» Четверг – «разгул»

Пятница – «тещины вечерки»

Суббота – «заловкины посиделки»

Воскресенье – «прощенный день»

Масленица

В последний день масленицы совершались очистительные обряды: на возвышенном месте разжигался большой ритуальный костер, и в нем сжигали старые ненужные вещи.

Чучело символизирующее Масленицу сжигали, праздник считался законченным, все оставшиеся после масленицы угощения подлежали уничтожению, так как начинался Великий Пост.

Благовещенье

Благовещенье-благая весть о рождении Иисуса. Пора прилета птиц. Пора копать землю, сажать. Праздник не отмечался весельем. Традиционны были посещение церкви, соблюдение запретов, беседы о севе, пахоте.

Вербное воскресенье

Приезд иисуса Христа в Иерусалим народ приветствовал пальмовыми ветками. У русских место пальмовых ветвей заняла верба.

Вербное воскресенье

Вербное воскресенье

Верба обладает магической силой (предохраняет от болезней, придает жизненную силу и здоровье, оберегает от молний, пожара, нечистой силы.

Вербу хранили целый год на божнице. Напод примечал, что если верба хорошо цветет, пашня будет удачной.

Пасха- «праздник-праздников» , чудесное воскрешение из мертвых Иисуса Христа.

Важнейший элемент праздника-утренняя пасхальная трапеза, после которой деревенские ребятишки шли «христосоваться» , хозяева одаривали их пирогами, конфетами, крашенными яйцами. На улицах девушки и парни плясали, пели песни, соревновались в различных играх с пасхальными яйцами.

В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами.

Формирование традиций-процесс непрерывный.

Некоторые исторические традиции России уходят в прошлое или изменяются под натиском современных реалий. А вот новые традиции в России, напротив, «завоевывают» себе место под солнцем и входят в жизнь русского народа. Кроме того, некоторые национальные традиции в России постепенно набирают популярность и становятся общенародными и повсеместными.

Используемая литература:

  1. Русские народные праздники, Михеева Людмила Николаевна, изд-во ДрофаПлюс, 2007.
  2. Народные праздники на святой Руси, Степанов Н.П., изд-во Российский раритет, 1992.

Спасибо за внимание!

Русские народные праздники, Михеева Людмила Николаевна, изд-во ДрофаПлюс, 2007

2. Народные праздники на Святой Руси, Степанов Н.П., изд-во Российский раритет, 1992

Пасха – «праздник праздников» , суса Христа

В этот день все спешили в церковь, чтобы освятить веточки вербы. Их приносили домой, а потом надолго сохраняли, чтобы они отводили от дома болезни.

Во 2 классе провожу кружок "Берендейка". Это учебно-воспитательный курс ознакомления детей с основами русской традиционной культуры. Это мероприятие было итоговым по разделу "Осень".

На предыдущих занятиях изучалось устное народное поэтическое творчество, фольклорное пение, народный календарь, приметы, пословицы...А здесь дети показали свои знания, умения по этому разделу. Совершенствовали навыки по исполнительской, музыкально-познавательной деятельности: народная песня, фольклорный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Осенние праздники в русском фольклоре»

Внеклассное мероприятие 2 класс

Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; с осенними циклом народных праздников; с приметами, пословицами, играми, загадками; воспитывать любовь к своему народу, к Родине.

Учитель начальных классов

Л.А. Нармонева

МКОУ ООШ №9

Г. Биробиджан

«Осенние праздники в устном народном творчестве»

1. Выход под музыку участников. Слайд 1

Мы живем в великой стране России. Сегодня будем говорить о русском народе, о наших традициях. Русский народ славится своим языком. Издавна люди начали слагать сказки, загадки, пословицы, поговорки. Смена времен года отмечалась народом особыми праздниками. Но сегодня наш праздник посвящен осенним русским обычаям.

Слайд 2

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень По полям и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко – желтым цветом

Землю разукрасила.

Народ собирается, праздник начинается.

Для начала поделим наш зал на 2 команды, т.к. сегодня все желающие смогут принять активное участие в празднике.

А сейчас вопрос:

Фольклор – что это такое?

……..

Слайд - Правильно, фольклор – это устное народное творчество: это русские народные песни, пословицы, поговорки, сказки, потешки, небылицы.

Слайд - Из произведений устного народного творчества мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших предков, о том, как4 они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, как проводили свободное от работы время.

Слайд - Русское народное творчество нам надо изучать для того, чтобы знать обычаи и традиции наших предков, свою культуру, чтобы быть культурными людьми.

Мы гордимся стариною

Стала нам она родною

Вечно радует кого-то

Как наших предков работа.

Слайд - Месяц неожиданностей и сюрпризов, самый удивительный месяц – август. Потому его и звали по-разному: то жнивень, то серпень- жатва в разгаре, то зарев – зори ясные, морозные.

В Ильин день (2 августа) в деревнях выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в красный угол.

Начало жатвы называлось «зажинками». На «зажинки», несмотря на всю тяжесть летней страды сельская женщина выходила на ниву, как на своеобразный праздник, одевалась в чистую одежду, чисто убирала в доме.

Закличка 1.

Слайд - В конце жатвы на «дожинки» издавна велось, что если кто из мужиков не справлялся с жатвой, он собирал толоку, созывая крестьян со всей деревни, Дружной работой они в один день снимали весь хлеб, после чего хозяин «помочанам» устраивал угощение.

Оканчивая жатву, жнеи на сжатом поле катались на спине со словами: «Нивка, нивка, отдай мою силку! Я тебя жала, силку потеряла!- считая, что мать сыра земля возвратит им потерянную силу.

Закличка 2.

Где девушки шли,

Сарафанами трясли

Ивановы жнеи, жнеи льняные,

Серпы лубяные.

Они не жали, а на меже лежали,

Все ворон считали.

А мы жнеи молодые-

У нас серпы золотые.

Мы все поле пожали

И в копну поклали:

В поле копнами,

На гумне стогами,

На столе пирогами!

Солнце поднимается, заря разгорается,

А наши жнецы идут, песней заливаются.

А когда пели, то использовали различные народные музыкальные инструменты.

Песня «Во поле береза стояла».

Вот уже собран урожай. Наступало обильное щедрое на угощение осеннее время с румяными яблоками, крепкой репой, с пышными пирогами.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим!

(Девочка с караваем на рушнике обходит зал и угощает гостей.)

Говорят в народе: «Ест хлеб – будет и песня!»

Песня «У Варлама…»

Слайд - Месяц сентябрь народ метко называл хмурнем. Говорят, что в сентябре одна ягода, да и то только горькая рябина. Из приметных дней – шестое число – Титов день; и поговорка в народе есть: «Тит последний гриб растит.»

Давайте сыграем в игру «Собери грибы».

(Два игрока с завязанными глазами собирают грибы, разбросанные по полю. Кто быстрее и больше соберет?)

Середина сентября! Прекрасная осенняя пора! Это начало бабьего лета, а длится оно всего одну неделю, до 21 числа. Это пора прекрасной, теплой, бездождевой погоды, пора ярких осенних красок. В эту пору девушки особенно любили водить хороводы.

Слайд -Они плели венки из осенних трав и цветов. Кто знает, что такое вьюн? (венок)

Итак вашему вниманию песня «Со вьюном я хожу».

Слайд

Слайд - Октябрь месяц – от латинского слова «окто», что означает «восемь». У древних славян октябрь также первоначально был восьмым месяцем года, но назывался по- другому- листопадником, листобоем. Так его называли из-за завершения листопада.

Предлагаем вам листья с загадками .

(Дети срывают листья с загадками, их читают вслух и отгадывают. Если сам не может отгадать, то отгадывает его команда).

27 сентября – большой народный праздник – Воздвиженье. Оно «тепло сдвинет, а холод надвинет». С этого дня медведи в берлогу залегают, а змеи в спячку впадают. Теперь у женщин и минутки свободные появились, можно и отдохнуть немного после трудной летней страды. Молодежь по этому поводу затевала вечеринки с песнями, плясками, с играми да частушками.

Слайд Вашему вниманию песня «Мы милашки»

Издавна Русь славилась своими богатырями. И часто добры молодцы состязались в перетягивании каната . А не перевелись ли на Руси богатыри?

Добры молодцы, не сидите,

Перетягивать канат скорей к нам выходите.

(Команды состязаются в перетягивании каната)

Слайд

Ни один праздник на Руси не проходил без песен. И сейчас вашему вниманию песня «Топни, ножка моя»

Хорошо мы потрудились, хорошо повеселились. Но не за горами и зима. У нее свои приметы. А вы их замечали?

Птицы летят высоко или комары вдруг появились поздней осенью – значит, к теплой зиме, а если листопад поздний да быстрый, много желудей на дубу, птичьи стаи летят низко – ну тогда готовься к долгой и суровой зиме.

Но об этом мы поговорим позже.

За то, что слушали нас внимательно

И хлопали вы нам старательно,

Спасибо всем за внимание!

Концерт окончен, до свидания!


Поделиться