Как приучить ребенка к садику: советы и рекомендации. Ребенок не хочет ходить в садик? Приучаем к садику без слез Как лучше приучить ребенка к саду

Детский сад – первый социум для маленького ребенка. Начало его посещения неизбежно вызовет состояние стресса. Ведь это новые условия и правила, новые дети и взрослые вокруг, необходимость знакомиться, учиться контактировать с окружающими. А еще – отрыв от мамы, с которой малыш привык проводить почти все свое время, проверка на самостоятельность. Как же правильно приучить своего ребенка к садику, помочь ему адаптироваться к новым условиям с наименьшими потерями для нежной психики?

Отпечаток возраста

Одно из основных условий успешной адаптации малыша к детскому коллективу – правильный возраст. Ребенка могут отдать в детское учреждение и в 2, и в 4 года – все зависит от возможностей семьи. Для каждого возраста возможны свои проблемы, к которым нужно быть готовыми.

Например, двухлеткам довольно сложно научиться обслуживать себя (кушать, одеваться, пользоваться горшком). К тому же, они из-за отсутствия достаточного опыта практически не умеют налаживать контакт с другими детками: знакомиться, играть вместе, делиться игрушками.

В трехлетнем возрасте малыши переживают возрастной кризис, когда происходит осознание себя как отдельной, свободной, значимой личности. В зависимости от остроты протекания кризиса острота адаптации к садику тоже будет разной. Но неизбежно произойдет наложение одной стрессовой ситуации на другую. Поэтому психологи не рекомендуют отдавать деток в сад до тех пор, пока кризис не пойдет на спад.

К четырем годам ребенок умеет себя обслуживать, может подружиться и поиграть с другими малышами. Но здесь могут сказаться устоявшиеся привычки: находиться с мамой в домашней обстановке, соблюдать свой режим и следовать своим правилам. Ломать эти устои с возрастом сложнее.

Поэтому для определения малыша в садик оптимально будет выбрать период между 3 и 4 годами.

Постарайтесь не совмещать процесс адаптации к садику с другими стрессовыми ситуациями (развод родителей, переезд на новое место, смерть близкого человека, рождение младшенького).

Сколько продлится адаптация?

Этот вопрос волнует родителей, пожалуй, больше всего. Все будет зависеть от множества факторов:

  • возраста малыша;
  • наличия параллельной стрессовой ситуации;
  • наличия у родителей других детей;
  • степени опеки над ребенком;
  • уровня его зависимости от мамы;
  • неуверенности, тревожности малыша;
  • крепости иммунитета;
  • устойчивости нервной системы;
  • степени открытости, общительности крохи, и др.

В зависимости от этих факторов адаптация может протекать с разной степенью сложности.

  • Легкая. Проходит в среднем за 3 – 4 недели, без особых скандалов или истерик (но и не без них). Малыш быстро находит друзей среди одногруппников, учится доверять воспитателю. Он с радостью рассказывает обо всем, что с ним произошло за день, ему интересно идти к новым друзьям снова. Его речь довольно быстро развивается.
  • Средняя (самая распространенная). Может затянуться на 2, а иногда и более, месяца. Ребенок долго воспринимает садик как наказание, не хочет туда идти, просыпается с плохим настроением, капризничает. Может говорить, что в садике вроде как нормально, но идти туда ему не хочется. Связано это, прежде всего, с ломкой устоев: дома он сам устанавливал правила игры и нормы поведения, а тут приходится считаться с другими и подчиняться.
  • Тяжелая (встречается довольно редко). Обычно она свойственна деткам с задержкой развития, проблемной психикой. Но иногда может проявляться и у обычных детей, которые росли избалованными, не знали отказов и оказались совершенно неготовыми к новым условиям жизни. Также «в зоне риска» – дети из неблагополучных семей. Приучить такого ребенка к детскому саду чрезвычайно сложно (а иногда и невозможно). Если ребенок систематически не слушается воспитателя, грубит ему, игнорирует режим дня садика и принятые здесь правила поведения, на это стоит обратить пристальное внимание. Такой малыш во время общего занятия может демонстративно делать что-то свое и злиться, реагируя на замечания; он агрессивно и враждебно настроен по отношению к другим детям: бьет их, толкает, отбирает игрушки. В таком случае ребенок с мамой должен посетить детского психолога. Если специалист сделает вывод о возможности пребывания ребенка в саду, то время коррекционной работы с психологом ребенку лучше пересидеть дома. Если адаптация невозможна, малыша отправят в специальный коррекционный детсад.

Вообще же психологи говорят, что чаще всего от момента исчезновения негативных проявлений до полной адаптации ребенка к детскому саду может пройти до 3 месяцев. Все это время ему нужны мамина любовь, понимание и поддержка. А чтобы привыкание прошло менее болезненно, маме следует подготовить ребенка к столь важному событию заранее.

Заблаговременная подготовка

Итак, как и когда нужно начинать готовить малыша к садику? Как минимум за 3 (а лучше за 6) месяцев должна начаться подготовительно-адаптационная работа. Она включает в себя несколько аспектов.

  • Прежде всего, навыки самообслуживания. Ребенка постепенно нужно приучать пользоваться горшком, краном, зубной щеткой, посудой, одеваться, засыпать без укачивания. Приобретите удобную одежду на кнопках и обувь на липучках, которые малыш сможет надевать и снимать сам, пусть научится пользоваться ими. Научите его заранее предупреждать о том, что ему надо в туалет.
  • Социализация. Чаще гуляйте с малышом на детских площадках, чтобы у него была возможность знакомиться и контактировать с другими детьми, учиться совместным играм. Наблюдайте, как он ведет себя с малознакомыми малышами. Если начнутся сложности, у вас еще есть время что-то исправить. Возможно, придется прибегнуть к помощи детского психолога.
  • Отлучение от мамы. Начинайте учить кроху тому, что мама может находиться с ним не всегда, но это не значит, что она его бросает. Оставляйте его на какое-то время на попечение бабушки, тети, подруги, чтобы он привыкал обходиться без вашего присутствия. Придумайте специальный ритуал прощания – нежное слово, поцелуй, объятия, можно помахать ручкой, проводить маму в окне.
  • Режим дня. Выясните, по какому режиму работает ваш садик, и постепенно приучайте свое чадо спать, играть и кушать в такое же время.
  • Моральная подготовка. Чаще рассказывайте крохе, какой он теперь взрослый – будет ходить в детский сад, как там здорово (много разных игрушек и интересных занятий, добрый воспитатель, увлекательные прогулки и т. д.). Во время прогулок проходите мимо вашего будущего садика, рассказывая крохе, как ему повезло, ведь скоро он будет туда ходить! В присутствии ребенка говорите с родными и друзьями о том, какой важный этап его ждет впереди, как вы этим гордитесь. Можно инсценировать атмосферу детского сада в домашних играх: назначить игрушки на роли воспитателя, деток, вашего ребенка, показать, чем и как они там занимаются, как здорово проводят время, а вечером их обязательно забирают родители. Расскажите, кто такой воспитатель, для чего он нужен. Избегайте при малыше разговоров о возможных трудностях с его адаптацией.
  • Здоровье. Укрепляйте иммунитет ребенка. Много гуляйте, одевайте по погоде. Организуйте сон при открытой форточке и частое проветривание комнаты. Возможно, педиатр предложит курс поливитаминов.
  • Знакомство. Незадолго до начала посещения садика, после всей предварительной работы приведите кроху в его будущий садик для знакомства с жизнью детей. Пусть он увидит, как интересно на прогулке, как здорово иметь много друзей, чем еще детки здесь занимаются; познакомится с воспитателем (которому заранее нужно будет рассказать об особенностях характера вашего чада). Только не приводите ребенка к началу дня, когда туда приходят дети. Иначе он может увидеть слезы и истерики тех, кто еще не привык к детскому коллективу, что станет большим стрессом (если другие плачут – значит, здесь плохо, зачем мама будет водить меня сюда?)

Идем в садик

Как же сделать оптимальной адаптацию, когда ребенок начнет ходить в садик? Нужно помнить, что совсем без стресса обойтись не удастся. Малышу в любом случае нужно будет время, чтобы привыкнуть к новым условиям. Но родители могут сократить этот период своими правильными действиями. Первое, что здесь нужно помнить, – постепенное увеличение времени пребывания крохи в новом месте.

Первые несколько дней ребенок должен проводить в саду не больше 1–2 часов с утра. Затем время можно увеличить еще на час. Еще через несколько дней – снова добавить час. Постепенно (примерно через 2–3 недели) ребенок привыкнет оставаться в саду и на обеденный сон, а после сможет проводить здесь весь день.

Что еще могут сделать родители в этот период, чтобы облегчит малышу привыкание?

  • Используйте придуманный ритуал прощания, позволяющий крохе легче вас отпустить. Не показывайте своей тревоги или волнения. При этом обязательно говорите ребенку, что заберете его, объяснив на понятном ему языке, когда именно (после прогулки, после игры в группе, после обеда, после сна).
  • Если крохе сложно расставаться утром с мамой, пусть первое время его приводит папа (скорее всего, с ним малыш будет вести себя более сдержанно и меньше страдать от разлуки).
  • Если и это будет сложно, сделайте дубликат ключа от квартиры и оставляйте его в шкафчике дочки или сына. Объясните, что без ключа вы домой не попадете, поэтому обязательно придете за малышом, заберете ключик и вместе пойдете домой.
  • Первое время давайте чаду с собой в садик его любимую игрушку – пусть она ждет его там.
  • Купите две одинаковые пижамки – одну для дома, другую для садика. Это также поможет крохе быстрее привыкнуть к новому месту.
  • В этот период больше проводите времени с ребенком, чаще говорите, что вы его все так же любите, гордитесь его самостоятельностью, его достижениями. Храните дома его садовские поделки и чаще хвастайтесь ими перед друзьями и знакомыми в присутствии малыша.
  • Живо интересуйтесь жизнью крохи в новом коллективе: что делали, что кушали, с кем подружился, во что играли. Если он поделится какой-то проблемой в общении с одногруппниками, обыграйте ее в виде сказки с игрушками, покажите, как герой сказки (зверушка, например) вышел из положения. Так ребенок будет чувствовать вашу поддержку и учиться справляться с проблемами.
  • Помните, что в адаптационном периоде у крохи накапливается множество эмоций, требующих выхода. Дайте им этот выход, гуляя на площадке, бегая, прыгая. Возможно, ему понадобится больше обнимать вас, чаще сидеть у вас на коленях.
  • Обеспечьте ребенку полноценный ночной сон. Тогда следующий день пройдет более спокойно и продуктивно.

И главное – проявляйте терпимость к изменившемуся характеру ребенка. Помните: это происходит потому, что ему сейчас трудно, он нуждается в вашей поддержке.

Избежать ошибок

Чтобы помочь своему дошколенку побыстрее пережить адаптационный период, важно не только делать все правильно, но и не делать ничего неправильно, как ни банально это звучит.

Итак, чего нельзя делать, приучая малыша к детскому саду?

  • Оставлять его сразу на полный день.
  • Приводить в садик с признаками болезни. Ребенок и сам схватит в группе что-то еще, и деткам «подарит». В период адаптации частые простудные заболевания – признак привыкания к микрофлоре группы, а также снижения иммунитета на фоне стресса. Это нужно переждать.
  • Высказываться негативно о воспитателе, персонале и вообще детском садике в присутствии своего чада.
  • Пугать ребенка, что за плохое поведение его отправят в детский сад (например, в выходной или во время болезни) или оставят там на ночь.
  • Обещать сладость или другое вознаграждение за хорошее поведение в садике. Это очень быстро приведет к потребительскому отношению.
  • Наказывать за плохое поведение, энурез, плохой сон в период адаптации. Крохе и так трудно. Помогите ему справиться своим участием и поддержкой.
  • Активно развлекать малыша походами в кинотеатр, цирк, зоопарк, на аттракционы. Наваливать на ребенка сразу несколько детский учреждений (садик, секция, кружок, занятия иностранным языком или еще чем-то). Поберегите детскую психику от переизбытка эмоций.

Детский садик – первый в жизни малыша новый коллектив. Задача родителей – помочь ему как можно легче преодолеть все барьеры и освоиться с новым положением дел. После этого могут последовать и кружки, и секции – дополнительно развивать малыша совсем не вредно. Но – всему свое время.

Конечно, решение вопроса о целесообразности посещения малышом дошкольного учреждения принимают родители, но всегда ли они руководствуются разумными доводами, или просто идут на поводу у своего чада, капризничающего и нежелающего расставаться с мамой или бабушкой ни на минуту? Зачем ребенку вообще нужно ходить в детский сад, и как поступать в случае категорического отказа оставаться в группе? Как безболезненно и без нервов приучить ребенка к детскому саду и помочь адаптироваться в коллективе сверстников?

Зачем ребенку нужно ходить в детский сад?

Первая причина, зачем нужен детский сад ребенку – это приучение к дисциплине. Благодаря тому, что приходится прерывать сладкий сон и отправляться куда-то в темноту и холод, ребенок привыкает к порядку, а без этого в жизни никак.

Кроме того, в садике развиваются навыки общения. Даже если ваш отпрыск общительный и легко вступает в контакт на детской площадке или в развивающем центре, куда вы ходите заниматься, все равно этим садика не заменить. В садике больше народа, а значит, больше вариантов взаимодействия, соответственно, вырабатывается больше поведенческих матриц. В садике в группе не только те люди, которые нравятся, но и те, которые не нравятся, и с ними приходится взаимодействовать. И это прекрасная тренировочная площадка! Ведь в жизни не все люди нам приятны, и чем раньше мы научимся общаться с персонами нон фата, тем успешнее сложится наша судьба.

Мало того, именно в садике малыш приобретает первые навыки общения с противоположным полом. Взрослые часто со смехом воспринимают любовь малыша в подготовительной группе. Но на самом деле все эти «вырасту-женюсь-на-Маше» очень серьезны и полезны. Чем раньше ребенок поймет, что мальчик от девочки отличается не только косичками и не только тем, о чем вы подумали, но еще и психологическими особенностями, тем легче такому человеку проходить подростковые влюбленности, а затем выстраивать отношения с противоположным полом во взрослой жизни.

Немаловажная причина, зачем ребенку детский сад – это привыкание обходиться без мамы. Да, именно в саду происходит первый этап отрыва от мамочки. Этот процесс важен для ребенка, но еще более он важен для мамы. Мамам подсознательно не хочется отрываться от своих детей. Им бы хотелось, чтобы ребенок всю жизнь оставался маленьким пупсиком и всегда был бы рядом с мамочкой. Но это иррациональное желание. Подавляюще большинство женщин его преодолевают, хотя и с большим трудом. Садик в этом помогает. Именно скрытое желание мамы не отдавать никому своего малыша и приводит подчас к капризам у порога детского сада. Ведь мать и дитя всю жизнь понимают друг друга!

Зачем ещё ребенку ходить в детский сад, так это за тем, чтобы укрепить иммунитет. В садике организм малыш а «учится» противостоять всем чиханьям и кашлям, которые он «получает» от других детей. Если ребенок не усилит свою иммунную систему в саду, то целый клубок болезней ему придется получить в школе, а тогда справляться с ними будет дольше и сложнее.

А если ребенок не хочет ходить в детский сад, если он абсолютно «недетсадовский»? В большинстве случаев «недетсадовскими» дети становятся из-за недоработки родителей. В том числе из-за подспудного желания мамы нее разлучаться со своим чадом никогда.

Какие трудности могут возникнуть при отправке ребенка в садик? правильно приучать ребенка к детскому саду, чтобы не вызывать отрицательных эмоций?

Как утром собрать ребенка в детский сад?

Первое, что мы делаем, это собираем ребенка в детский сад по утрам. Конечно, это нелегко. А нам-то самим легко ходить на работу каждый день? Особенно когда за окном темно, морозно или сыро. Ужас! Во время утреннего одевания лучше не применять никаких воспитательных мер, но тут возникает первая ошибка. Родители, стремясь собрать ребенка в детский сад как можно быстрее, стараются сами его одеть его, чтобы он не успел вспотеть и не простыл.

Но часто малыш изъявляет желание одеваться самостоятельно. - Я сам! - гордо говорит подрастающее чадо и начинает долго и основательно впихивать ногу в ботинок.

А мама торопится на работу! К тому же она беспокоится, что чадо, уже наполовину укутанное, вспотеет. И тогда мама в сердцах говорит: - Некогда «сам». Потом.

И это еще одна «саперская» ошибка! Кроме того что ребенок и так не хочет идти в детский сад, у него ещё и пропадает всякое желание действовать самостоятельно. Именно с того момента, когда мама не дает своему малышу самому натянуть на себя штанишки или еще что-нибудь, начинается нежелание убирать игрушки, делать уроки и выполнять прочие серьезные поручения взрослых. Мамы, будьте очень аккуратны в своих собственных поступках!

Но как быть? Ведь мама действительно торопится, а малыш действительно одевается медленно. В этих случаях нам как раз и нужны хитрости - что бы и не отбить у малыша охоту к самостоятельности, и не выйти из дома в обед.

Можно пойти на такой компромисс.

Мама незаметно помогает одеваться малышу, при этом приговаривает: - Конечно, ты сам, ты такой молодец. Я только совсем немножечко тебе помогу, хорошо?

Или сказать примерно такую фразу: - Конечно, ты сам. Только сейчас мы очень торопимся, поэтому давай будем одеваться вместе, вечером ты сам будешь раздеваться, ведь ты уже со всем большой.

Надо придумывать такие обороты речи, чтобы в них слышалось, что малыш действует самостоятельно.

Почему ребенок не хочет оставаться в детском саду?

Часто ребенок не хочет оставаться в детском саду, потому что он не любит расставиться с родителями. В этот миг ваш малыш, до этого шагавший вполне бодро, вдруг закатывает истерику и ревет, что ни в какой сад не пойдет. Да еще и «впивается» в ваше пальто своими ручонками. Вы даже не подозревали, что у вашего малютки такие сильные пальцы! Что означает этот крик-манипуляции? Проверка мамы на выдержку? Или есть какие-то объективные причины против похода в сад?

Скорее всего, причин того, почему ребенок не хочет в детский сад, много. И страх, и манипуляции, и проверка мамы, а может, что-то ему вспомнилось неприятное из садиковской жизни. Там ведь не только медом мажут! И дети есть противные, и воспитательница может быть строгой. И кроватки узкие, а не такие, как дома. Но как бы там ни было - не поддавайтесь!

Чтобы адаптация детей к условиям детского сада прошла как можно безболезненнее, чтобы крика не произошло или чтобы он хотя бы прекратился быстрее, надо с малышом договариваться заранее. По дороге в сад рассказывайте ему, как там интересно, как там много игрушек, как там много ребят, какие там интересные прогулки. В саду действительно хорошо! Там на самом деле много игрушек и много увлекательных занятий. Но, конечно, малышу страшно. А куда уходит мама?

Некоторые дети воспринимают поход в сад как желание мамы от них избавиться. Чтобы такое впечатление у ребенка не складывалось, ему надо рассказывать, чем полезным занимаетесь вы, пока он в саду. Если вы на работе, то поведайте ему про работу» об этом мы писали в одной из предыдущих глав. Если вы не работаете, в смысле не занимаетесь производственной деятельностью, объясните, чем вы занимаетесь дома.

Один из советов по успешной адаптации ребенка в детском саду – объясните ему, почему родители должны на короткое время расставаться со своим чадом. Когда вы забираете малыша из сада, обязательно отчитайтесь ему, как прошел ваш день, что полезного вы успели сделать. Поблагодарите кроху за то, что он дал вам такую возможность. Ребенок должен почувствовать свою значимость в общем семейном деле. Тогда ему будет с каждым днем все легче и легче оставаться в саду, и он будет не только отпускать вас без боя, но и поторапливать: ну мам, иди уже скорее, меня ждут друзья и подружки. К тому же эти разговоры станут фундаментом ваших будущих доверительных отношений, которые помогут вам во время учебы в школе.

Как безболезненно приучить ребенка к детскому саду: рекомендации по успешной адаптации малыша

Если ребенок настолько не хочет в садик, что имитирует заболевание, если кашель его притворный, и это явно заметно, то, конечно, надо пошутить, отметить, какой он артист, и отправить его в сад твердо и уверенно. Но беда в том, что зачастую дети действительно заболевают именно от того, что сильно, очень сильно не хотят в сад.

Как же приучить ребенка к детскому саду и выработать правильную методику, чтобы справляться с подобной симуляцией.

Разумеется, дети периодически болеют. Чем меньше ребенок, тем чаще простужается и кашляет. Это закономерно. Но болезни не происходят просто так, у каждой есть причина, и надо понаблюдать за своим ребенком. Присмотритесь к нему внимательно: что он говорит, во что играет. Словом, задайтесь вопросом: а почему мой малыш так часто болеет? Что не так? Какие могут быть глубинные причины нежелания малыша ходить в садик?

Чтобы период адаптация ребенка в детском саду закончился быстрее, сначала понаблюдайте за собой. Проанализируйте ответы на следующие вопросы:

  • С каким настроением вы отправляете своего ребенка в сад?
  • Какие слова вы при этом произносите?
  • С каким настроением вы забираете ребенка из сада?
  • Сколько времени в день вы посвящаете ребенку?
  • Чем вы занимаетесь, возвращаясь из сада? Вы углубляетесь в домашние дела или проводите время с малышом?
  • Рассказывает ли вам ребенок о том, что было в саду? Делится своими достижениями? Гордится ими?
  • Сетуете ли вы на усталость? Жалуетесь ребенку, что вас все замучило?
  • Радуетесь ли вы, когда вам приходится брать больничный из-за того, что ребенок не идет в сад?

Психологи сформулировали семь правил, как приучить ребенка ходить в детский сад.

Правило 1. Никогда не критикуйте сад в присутствии ребенка. Возможно, ваш ребенок на что-то жалуется. К его жалобам надо относиться внимательно и постараться разобраться, что на самом деле происходит. Но иногда дети жалуются вовсе не потому, что там действительно плохо, а просто они хитрят. Это один из приемов детской организованной манипуляции: дети улавливают, что если на сад пожаловаться, то мамочка может оставить малыша дома. Важный совет, который поможет адаптации ребенка к детскому саду: не давайте себя перехитрить! Если малыш на что-то пожаловался, пообещайте ему во всем разобраться и тут же, в этом же разговоре, подчеркните преимущества детского сада. Каждый разговор о садике должен закончиться на радостной ноте, чтобы в голове у ребенка закреплялся позитив в отношении сада.

Правило 2. Обязательно обсуждайте с малышом его успехи. Дети делают в саду много полезного: они постоянно что-то рисуют, учат стихи, готовятся к праздникам. Будьте в курсе того, что происходит в саду, и хвалите его за его ежедневные успехи. Это повысит его самооценку и улучшит отношение к саду.

Правило 3. Ещё одна рекомендация по адаптации детей в детском саду – встречайте малыша из садика бодро и весело. Забирая ребенка, мама с напряженным лицом приговаривает: «Давай скорее, нам надо столько всего сделать, и туда зайти, и сюда». Когда ребенок видит маму в таком состоянии, он сделает все для того, чтобы освободить свою любимую мамочку от ее чрезмерных забот. Он даже заболеет, чтобы она только не изматывалась. Пожалейте своих малышей! Сыграйте хорошее настроение! Улыбайтесь чаще, каких бы усилий вам это ни стоило. Ваша улыбка, пусть даже немного натянутая, поможет всем.

Правило 4. После возвращения из сада будьте со своим ребенком. Логично предположить, что, придя домой из сада, вы идете на кухню и начинаете готовить ужин. Готовьте его вместе со своим малышом! Пусть он будет рядом, пусть помогает вам накрывать на стол или разогревать еду. Давая такую рекомендацию по адаптации ребенка к детскому саду, психологи напоминают, что совместная готовка – это прекрасное время для общения, когда вы сможете не торопясь обсудить, кто как провел день. Чем больше малыш расскажет вам о своем садике и о том, что там происходило, тем легче вам будет на другой день собирать его в сад.

Правило 5. Поблагодарите своего малыша за то» что он ходит в сад и дает вам возможность заниматься важными делами. Мы очень редко благодарим друг друга, нам кажется: зачем благодарить, это же очевидно. Зачем благодарить воздух за то, что мы им дышим? А вот, оказывается, надо благодарить! Чем больше «спасибо» мы произнесем за день, тем больше позитива мы впустим в свою жизнь. Каждому человеку всегда приятно услышать спасибо!

Правило 6. Для успешной адаптации ребенка в детском саду обсуждайте, с кем ваш малыш дружит в группе. Дружба - это одна из самых важных ценностей человека. Уметь дружить - социальный навык, и ему нужно обучать. Ваш малыш, даже если он от природы общительный, очень нуждается в ваших рекомендациях и подсказках. Научите ребенка различать, когда дружба искренняя, а когда под предлогом дружбы его хотят использовать. Если вы поможете с младых ногтей развить в своем ребенке коммуникативные способности, это пригодится ему во взрослой жизни, а в детской жизни это усилит его тягу к садику.

Ели вы заметили что-то, что вам не понравилось, не надо обсуждать это с бабушкой в присутствии малыша. Отправьте его спать и сплетничайте, сколько хотите. А если на что-то пожаловался малыш, обязательно обещайте ему разобраться и объясните малышу, почему это происходит. Оправдайте воспитателя! Воспитатель - как режиссер в театре, всегда прав. Возможно, вы слегка погрешите против истины, но зато вы облегчите жизнь себе и своему ребенку.

Соблюдение всех этих нехитрых правил поможет не только приучить ребенка к детскому саду как можно быстрее, но и усилит притягательность детского учреждения, к тому же облегчит ваши утренние сборы.

Статья прочитана 850 раз(a).

Период привыкания к детскому садику — еще один сложный этап взросления в жизни ребенка. Помочь малышу привыкнуть к новому месту и новым людям, организовать для него мягкий вариант адаптации к саду — важная задача каждого внимательного родителя.

Почему возникает проблема?

Все люди разные и дети тоже. Кто-то быстро привыкает к детскому садику, спокойно машет маме по утрам и бежит в группу играть. А кто-то неделями плачет в раздевалке, не отпуская маму на работу, надрывая сердце и себе, и ей.

Адаптация может выражаться не только в нежелании ребенка идти в детский сад. Некоторые дети начинают хуже спать ночью, кто-то беспричинно плачет или капризничает, у кого-то может пропасть аппетит или испортиться характер.

Дорогие родители, будьте терпеливы! Нервная система ребенка переживает стресс, и вам нужно набраться сил и помочь ребенку пережить этот сложный период.

Уровни детской адаптации: как быстро малыш привыкнет к садику?

По своей способности адаптироваться к новой ситуации дети делятся на разные группы. Как вы понимаете, быстрее всех жизнь наладится у детей с высокой способностью к адаптации. Уже за несколько недель ребенок привыкнет к новому образу жизни и спокойной будет идти в детский сад без слез.

Дети со средним уровнем адаптации будут привыкать подольше. Им может потребоваться около месяца или двух на то, чтобы приспособиться к изменениям. Таким детям нужна помощь родителей и близких родственников.

Есть и дети с низкой способностью к адаптации. Здесь уже все будет сложнее. Неважно, в чем причина — в воспитании или особенностях организации нервной системы — таким детям нужно много времени, чтобы справиться со стрессом и привыкнуть к изменениям в жизни.

Как помочь ребенку безболезненно адаптироваться в саду?

Помощь родителей должна быть всесторонней. Чтобы приучить ребенка к садику, нужно будет оказать ему и психологическую поддержку, и многому научить, и поиграть, и даже кое-где схитрить.

Подготовка к детскому саду

Если вы решили, что ваш ребенок пойдет в детский садик, готовиться к этому событию придется сильно заранее. И мы не говорим о ранней записи в садик, что, конечно, тоже актуально в наше время. Вам нужно будет настраивать ребенка на то, что он пойдет в детский сад, с самого раннего возраста.

Учите ребенка самостоятельности

Даже отправляясь в сад в 2 года, ваш ребенок должен иметь определенные навыки самообслуживания. В саду дети обычно сами едят ложкой, ходят на горшок и одеваются.

Няня и воспитатель, конечно, смогут ему помочь, но ребенок будет чувствовать себя намного увереннее, если не будет на каждом шагу ощущать зависимость от других взрослых. Да и на фоне ровесников хотелось бы выглядеть наилучшим образом.

Живите по режиму

Уточните режим дня, по которому дети живут в саду, и поддерживайте его дома. Учитывайте все моменты — подъем, принятие пищи, расписание прогулок и сон. Тогда для вашего ребенка режимные моменты в саду будут вполне привычны.

Познакомьте с «садовским» питанием

Постарайтесь узнать меню в вашем садике и готовьте иногда те блюда, которые малыш будет там есть. Чем больше привычных моментов будет в саду, тем комфортнее ребенок будет себя там чувствовать.

Поддерживайте авторитет детского сада

Никогда не говорите «Вот пойдешь в сад, там тебя научат дисциплине» или «Вот узнаешь в садике, как наказывают непослушных детей». Расскажите, что в садике дети играют, участвуют в праздниках, гуляют и учатся. Почитайте книжки, в которых главные герои ходят в детский сад.

Социализируйте малыша

Приучайте ребенка оставаться не только с мамой, но и с другими родственниками и друзьями. Он должен знать, что и с другими родственниками можно быть в полной безопасности.

Как облегчить крохе период адаптации?

Помочь вашему малышу адаптироваться к саду без слез помогут следующие нехитрые рекомендации:

Снизьте накал страстей

Уберите все, что может перевозбуждать нервную систему ребенка. Поменьше мультиков, побольше прогулок и домашних игр с родителями.

Давайте время на «переключение»

Обязательно дайте возможность ребенку «перестроиться» после садика. Погуляйте подольше, пообщайтесь. Обязательно подробно расспрашивайте малыша о том, что происходило за день.

Приучайте к саду постепенно

Поначалу приводите ребенка в сад на пару часов. Постепенно удлиняйте время пребывания. Не торопитесь, пусть малыш привыкнет.

Выбирайте для посещения сада максимально комфортную «экипировку»

Подберите для садика удобную одежду и обувь. Проверьте заранее, что ребенок успешно справляется с застежкам, и одежда не стесняет движений.

Помогите наладить контакт с «коллективом»

Подскажите ребенку, как он мог бы подружиться с другими детьми. Придумайте с ним вместе новую игру, которую он бы мог предложить, дайте с собой интересную игрушку, чтобы он мог поиграть с ребятами.

Постарайтесь наладить контакт с воспитателем

Она видит вашего ребенка днем и сможет вам подсказать, все ли в порядке.

И кстати — никогда не обсуждайте воспитателя или других сотрудников сада при ребенке. Он не должен сомневаться в окружающих его взрослых.

Игры и маленькие хитрости

Ну как без этого? На что только не пойдешь, лишь бы ребенку было хорошо. Главное, чтобы все ваши хитрости были только честными. Никогда не обманывайте ребенка!

Смените «провожающего»

Очень часто дети сильно плачут при прощании с мамой. Попросите провожать его в садик кого-то из других членов семьи. С папой или старшей сестрой прощание может быть намного более позитивным.

Поиграйте «в садик»

В 3 года дети уже вполне хорошо разговаривают и могут очень хорошо передать вам все свои переживания и сомнения в процессе игры. Пусть игрушки идут в садик. Воспроизведите все — от утренних сборов до вечерней прогулки.

Дайте ребенку побыть и детсадовцем, и воспитателем. Вы сможете не только узнать, как он себя чувствует в садике, но и проиграть какие-то сложные для него ситуации и найти решение.

«Долгие проводы - лишние слезы»

Не спешите сразу убегать утром из раздевалки. Понаблюдайте за ребенком, когда он вас не видит. Очень может быть, что он перестает плакать сразу же после вашего ухода. А вы переживали весь день.

Общайтесь с родителями других малышей

Подружитесь с родителями детишек, которые ходят в группу с вашим чадом. Если у ребенка появится хороший друг, ему будет намного спокойнее в саду.

Что делать, если кроха так и смог привыкнуть к саду?

К сожалению, бывает и так. Существуют дети, которые очень тяжело переносят привыкание к детскому саду. Проходят недели и месяцы, а адаптироваться к новому месту у них так и не получается.

Как правило, это те ребята, которые привыкли все время быть с мамой. Обычно они и кушать умеют сами, и одеваться, и лепить из пластилина, а вот остаться в садике без мамы им очень тяжело.

Как помочь малышу, которому крайне сложно адаптироваться?

Так, какие действия предпринять по отношению к крохе, если он сильно плачет, идя в сад?

В первую очередь мама должна обратиться к своим чувствам. Очень часто такой ребенок не ощущает в матери уверенности в том, что ему действительно нужно в садик. Потому что такие мамы сами переживают расставание ничуть не меньше, чем ребенок.

Взвесьте все и возьмите себя в руки. Вы должны принять решение, научиться сдерживать свои эмоции при расставании, каким бы грустным вам не казался этот момент, и попытаться приучить кроху к саду еще раз.

Кардинально измените сборы в сад

Пусть утром включается веселая музыка, в садик вы отправитесь другим маршрутом и может быть даже вдвоем с папой, а отводит в группу малыша не мама, с которой так привычно плакать.

Обратитесь за консультацией к детскому психологу и педиатру

Вполне возможно, что снять излишнее перевозбуждение помогут успокаивающие капельки (маме они тоже пригодятся), а в процессе психологической игры вы найдете основную причину страхом ребенка.

Позвольте малышу взять в сад что-то напоминающее ему о доме

Дайте ребенку с собой что-то из дома, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Договоритесь с воспитателем, чтобы положить в шкафчик фотографию родителей, а в кроватку на дневной сон принести наволочку из дома.

Сообщайте ребенку, во сколько вернетесь за ним в сад

Обязательно говорите, когда вы придете забирать малыша. Чтобы он не боялся остаться в саду надолго, оставьте в шкафчике какую-то свою вещь, которая вам вскорости понадобится — заколку, ручку или другой предмет.

Изредка позволяйте совершать «прогулы»

А если не помогло и это?

Очень редко, но все же встречаются дети, которых педиатры называют «несадовскими». Если вам кажется, что вы не можете приучить ребенка к садику, не считайте это своей виной.

Может быть причина тому особенности психики ребенка, а может характер. В любом случае ищите другие варианты окружить своего ребенка товарищами, дать ему соответственное развитие и досуг.

А может быть, просто ребенок еще не созрел для детского сада. Попробуйте еще раз попозже. Кстати, некоторые психологи считают, что в более старшем возрасте малыши адаптируются к садику гораздо легче.

Как только ребенок «выберется» из младенческого возраста, перед его родителями встает вопрос о необходимости устройства его в детское учреждение. Есть ли в этом необходимость? Психологи утверждают, что здоровому ребенку лучше расти в коллективе, поэтому детский сад все же предпочтительнее няни или бабушки.

Однако малыши могут по-разному отнестись к идее посещения детского коллектива. Некоторые быстро привыкают и ходят в сад не без удовольствия, другие каждое утро проливают слезы, третьи чувствуют себя обиженными и брошенными. Чтобы процесс адаптации прошел максимально безболезненно, нужно знать, как приучить ребенка к детскому садику.

Когда малыша можно отдавать в детское учреждение? Тут все определяется индивидуально. Некоторые малыши уже в 2 года вполне успешно адаптируются в группе, другие и в 5 лет наотрез отказываются посещать сад. Но все же, большинство детей готово к посещению сада в 3 года.

Основные признаки того, что ребенок готов к посещению сада :

  • малыш умеет самостоятельно есть или хотя бы делает первые попытки «орудовать» ложкой;
  • ребенок может обходиться без памперсов, то есть, может самостоятельно воспользоваться туалетом или попроситься на горшок;
  • ребенок может одеться (пусть даже пока он не справляется с застежками).

Кроме того, к трем годам большинство малышей уже с удовольствием общаются со сверстниками, и могут отпустить от себя маму без истерик.

Читайте также: Как отучить ребенка врать? Советы психолога

Если же трехлетний ребенок крайне болезненно реагирует на разлуку с мамой и не хочет играть со сверстниками, стоит подождать еще год и начинать его устраиваться в сад в 4 года.

Как подготовить ребенка?

Чтобы правильно приучить ребенка ходить в садик, его нужно предварительно подготовить.

Родителям стоит понимать, что первые посещения детского учреждения для детей большой стресс. Ведь даже взрослому сложно бывает адаптироваться в новом коллективе, где все незнакомо, а что уж говорить о ребенке, который привык все время проводить рядом с любящими его взрослыми.

Прежде всего, родителям нужно приучить малыша жить по «садиковскому» режиму, то есть, кушать в те часы, когда в садике завтрак, обед и полдник, гулять и укладываться днем спать в то же время, что и в группе. Если малыш успеет привыкнуть к режиму еще дома, адаптация в саду будет проходить легче.

На прогулках нужно стараться стимулировать детку к совместным играм со сверстниками, гуляющими на площадке. Нужно учить общаться, делиться, в чем-то уступать, на чем-то настаивать.

Периодически нужно подводить малыша к ограде детского сада, когда дети на прогулке. Ребенку нужно объяснить, что в садике детки вместе весело играют, гуляют, что в группе много интересных игрушек и пр.

Как проводить приучение?

Но даже, казалось бы, хорошо подготовленный малыш может растеряться, попав в незнакомую обстановку. Как же приучить ребенка к садику без слез? В этом могут помочь советы психолога:

  • желательно отдавать ребенка в группу в летний сезон, когда дети большую часть времени проводят на улице;
  • на начальном этапе приучения малыша стоит приводить в садик после обеда во время прогулки, чтобы он видел, что деток забирают их мамы и папы. Это поможет ему понять, что детей не оставляют в садике навсегда, и за ними приходят родные;
  • чтобы приучить ребенка оставаться в садике, нужно действовать постепенно. Сначала нужно оставить его не более чем на час. Затем время пребывания можно будет увеличить;
  • можно давать ребенку с собой в группу его любимую игрушку, этот «кусочек дома» помогут ему легче перенести разлуку.

Читайте также: Как заставить вашего ребенка делать уроки без лишних проблем

Родителям придется запастись терпением. Зачастую, ребенок ходит в сад охотно в течение 1-2 недель. Родители радуются, что период адаптации прошел успешно и ребенок привык. И вдруг малыш начинает упрямиться, отказываясь вставать утром или идти в группу. Дело в том, что в течение этого времени новые впечатления успели притупиться и начались «будни», которые ребенка совсем не радуют. В этом случае, родителям придется запастись терпением, но, ни в коем случае, не ругать ребенка. Мама должна быть настойчивой, но спокойной. Ее внутренняя уверенность в том, что посещение сада – это норма, должна передаться и малышу.

Детский сад и болезни

Как бы не был хорошо подготовлен ребенок к детскому саду, болезни на первых месяцах посещения практически неизбежны. А виной всему – стресс, который существенно снижает защитные силы организма.

По этой причине, желательно, не совмещать выход мамы на работу и начало посещения детского учреждения ребенком. Ведь частые больничные, которые придется брать маме на первых порах, вряд ли порадуют ее работодателя. Лучше отдать ребенка в сад, пока мама еще находится в отпуске, либо иметь «на подхвате» бабушку или няню.

Более частые болезни – это, пожалуй, единственный отрицательный момент посещения детского сада. Поскольку большинство болезней – острые респираторные инфекции, а их подхватить в большом коллективе намного проще.

Ольга Костина

Первые недели и месяцы в детском саду становятся даже для социально активного, любознательного и не склонного к чрезмерным проявлениям эмоций малыша сильным стрессом. Поэтому, к сожалению, единственный честный ответ на вопрос - как приучить ребенка к садику без тревог и переживаний? - довольно краток и безальтернативен: никак.

И детские переживания, и родительские тревоги семье обеспечены - по крайней мере, до окончания периода адаптации.

Задача сводится к тому, чтобы по возможности сократить этот период и сделать влияние на детскую психику максимально мягким. Для этого следует заранее подготовить малыша к грядущей смене обстановки и необходимости контактировать с людьми, не являющимися членами семьи.

Чем раньше вы начнете расширять круг общения сына или дочери, включая в него друзей, соседей, других людей, тем менее сложным будет период привыкания к детсаду.

Как подготовить ребенка к детскому садику?

Для начала нужно рассказать о детсаде, характеризуя время, которое проходит в его стенах, как увлекательный досуг.

Малышу следует знать, что походы туда - это разновидность ежедневной необходимости в уходе на работу (аналогии с образом жизни взрослых, в частности, родителей, обычно хорошо воспринимаются дошкольниками), что другие дети тоже каждый день отправляются в садик, чтобы потом, со временем, пойти в школу.

Объясните семейные обстоятельства в доступной форме («папа и мама не могут все время сидеть дома, потому что им нужно работать, а так у тебя будут новые игры, друзья, интересные занятия» ), в общих чертах расскажите, чем занимаются его ровесники в группе. Чтобы ребенок не боялся детского сада, его следует заинтересовать новым опытом, поэтому все рассказы должны носить позитивный характер.

Если идея похода в детсад с самого начала не нравится малышу даже в теории, объясните, что большинству деток тоже сначала не хочется туда идти, но потом они находят себе массу интересных занятий и предпочитают проводить время с новыми друзьями и игрушками. Стиль и сложность пояснений определяются возрастом и восприятием ребенка.

Общаясь в его присутствии с родственниками или друзьями, с гордостью подчеркивайте, что он уже большой, скоро пойдет в детсад.

Если сами боитесь отдавать ребенка в садик, не ведите при нем разговоры о сложностях привыкания, не демонстрируйте свою тревогу.

Когда можно отдавать ребенка в садик?

Точных возрастных рамок здесь нет: кто-то уже в полтора года готов к этому важному шагу, в то время как некоторые трехлетки не могут освоить навыки самообслуживания. Поэтому старайтесь с самого раннего возраста прививать ребёнку полезные привычки: самостоятельно ходить в туалет, есть, засыпать без особых ритуалов типа укачивания или колыбельных, делиться игрушками, снимать и надевать одежду.

Ребенок не хочет идти в детский садик: тактика решения проблемы


Если после самых жизнерадостных анонсов ваша кровинушка категорически отказывается идти в сад, а необходимость в этом уже назрела, пора переходить к практике.

Как приучить ребенка к садику без драмы и слез? Посетите занятие группы, в которую собираетесь его определить: лучше, если это будет группа, в которую ходят друзья или знакомые «по песочнице» . В первые дни адаптации не оставляйте ребенка надолго, достаточно пары часов, затем время «автономного плавания» можно постепенно увеличивать.

Обязательно спросите воспитателя, как ваш малыш ведет себя, когда остается без родительского присмотра: хочет ли играть с другими детками, плачет ли, склонен ли замыкаться в себе. Если ответы вас не порадовали, не спешите паниковать: многие ребятишки первые несколько дней просто присматриваются к незнакомой обстановке, не торопясь идти на контакт с ровесниками и воспитателями, но потом легко находят себе интересные занятия и почти безболезненно социализируются. Но что делать, если такая ситуация длится не одну неделю, да еще и усугубляется детскими истериками, слезами, нежеланием даже говорить о детсаде?

Опять же, не паниковать - этим делу не поможешь. Важно понимать, что кардинальная смена обстановки - однозначно стресс для детской психики, отсюда и попытки справиться с проблемой, избавляясь от ее источника, в частности, ярко выраженное нежелание ходить в сад. Наберитесь терпения, ведь адаптация может затянуться на несколько месяцев. За это время родителям и воспитателям придется увидеть немало слез, но это не означает, что непростой период продлится вечно.

Чтобы пережить все сложности с минимальными потерями, приложите все усилия:

  • в выходные дни организуйте режим, схожий с режимом в детсаду;
  • дома расспрашивайте о новых занятиях и впечатлениях;
  • обсуждайте страхи и конфликты, а затем на основании полученной информации сочиняйте поучительную сказку с обязательной иллюстрацией путей выхода из сложной ситуации;
  • если малыш плачет, оставаясь в детсаду, скажите, что непременно вернетесь вечером, но не позволяйте диктовать условия и шантажировать вас слезами;
  • иногда расставание проходит спокойнее, если малыша отводит в сад член семьи, к которому он меньше привязан, чем к родителям (например, бабушка или дедушка);
  • назначьте садик «важным местом» , подчеркивайте значимость такого времяпровождения;
  • поощряйте дружбу с одногруппниками.

Что делать, если ребенок постоянно плачет в садике?


Как показывает практика, самые серьезные проблемы с адаптацией возникают у тех, кто избалован вниманием родителей. Для такого ребенка даже несколько часов, проведенных в малознакомой обстановке без мамы и папы, могут показаться вечностью: бедняга не ест, не спит, не интересуется играми, постоянно плачет и с нетерпением ожидает окончания дня, чтобы наконец-то уйти домой. На попытки разбавить ситуацию игрой или общением может реагировать бурной истерикой, причем это относится не только к периоду пресловутого «кризиса трех лет» .

Что делать родителям, если ребенок не ест в садике?

О завершении адаптации можно говорить, если новичок спокойно остается на полный день и при этом не испытывает проблем с питанием, туалетом, сном и коммуникацией. Некоторые родители жалуются на плохой аппетит деток, не желающих есть в детсадовской столовой. На самом деле малыша можно понять: он испытывает стресс, да к тому же ему приходится есть незнакомую пищу (зачастую кардинально отличающуюся от домашнего рациона).

Поделиться